Юрий Павлович Анненков
23.07.1889 - 12.07.1974
Хроника жизни Юрия Анненкова поражает своей насыщенностью: ни одно значимое явление художественной жизни Петербурга–Петрограда 1910-х – начала 1920-х годов не обошлось без мастера.
В одном из лучших творений художника – портретной галерее – запечатлены образы деятелей русской культуры 1920-х годов и представителей политической элиты тех лет. Как внимательный наблюдатель и тонкий психолог Анненков, используя минимальный набор выразительных средств, несколькими линиями, иногда красочными пятнами, создавал поразительно сложные и емкие образы, не только передающие характеры конкретных личностей, но и определяющие облик исторической эпохи в целом. «В них – минимум линий, только десятки линий – их все можно пересчитать. Но в десятки вложено столько же творческого напряжения, сколько вчерашнее искусство вкладывало в сотни. И оттого каждая из линий несет в себе заряд в десять раз больший. Эти портреты – экстракты из лиц, из людей, и каждый из них – биография человека, эпохи», – писал о мастерстве Анненкова-портретиста Евгений Замятин, чей образ открывает на выставке портретную галерею.
В творчестве Юрия Анненкова театр являлся одним из ключевых направлений деятельности, как до, так и после эмиграции. В качестве сценографа и художника по костюмам за 50 лет работы в России и Франции, он оформил более 70 постановок. Юрий Анненков был также теоретиком авангардного театра, автором статей, где он излагал свои концепции, близкие к экспрессионизму. Декорации Анненкова не только служили для оформления сцены, но помогали точнее трактовать пьесу, становились важной частью режиссерского замысла и передавали психологическое состояние героев. Новаторское и всегда эффектное оформление постановок принесло художнику популярность, он работал с лучшими театральными режиссерами своего времени: Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским, Всеволодом Мейерхольдом и другими.
Главным выразительным приемом Анненкова-иллюстратора была линия. Художник иронично трактовал образы, мастерски обобщал и сводил до минимума второстепенные детали, выявляя самую суть. Эта грань его таланта раскрылась благодаря Корнею Чуковскому, который познакомил Анненкова с Михаилом Корнфельдом, издателем популярного журнала «Сатирикон». Остроумные шаржи и карикатуры, напечатанные на страницах еженедельника, помогли художнику набрать популярность в художественных кругах. Широкое же признание пришло к Анненкову после публикации иллюстраций к поэме Александра Блока «Двенадцать».
Юрий Анненков оформлял театрализованные уличные действа, прославляющие революцию, и камерные авангардные спектакли, создал впечатляющую серию портретов, участвовал в групповых выставках, – это лишь часть той «ураганной деятельности», по меткому определению Николая Гумилева, в которую он был вовлечен.
Во Франции стиль произведений Юрия Анненкова кардинально изменился. Принципы кубизма, которые он свободно использовал в России, сменились реалистической трактовкой форм, а позднее – экспериментами в области абстракции. Французский период в творчестве художника оказался не менее насыщенным, однако Анненков проявил себя в новой области – кинематографе, став успешным художником по костюмам.
Во второй половине 1920-х – 1930-е годы манера Анненкова тяготеет к реализму с некоторыми элементами условности, что проявилось, прежде всего, в самостоятельной роли линии или контурного рисунка, подчас существующего на холсте отдельно от цветового пятна. Вероятно, в этом уже наметилось тяготение к абстракции, которое наиболее ярко проявится в станковой картине начиная с 1940-х годов. Метод абстрактного экспрессионизма останется доминирующим в живописи Юрия Анненкова до конца жизни художника, утверждая непрестанное стремление к эксперименту в искусстве и страсть к свободному творчеству.
Экспонаты
У лампы (1907)

Эскиз декорации к спектаклю «Гимн Рождеству» по рассказу Ч. Диккенса, режиссер Ф. Ф. Комиссаржевский. Театр им. В. Ф. Комиссаржевской (1914)

Эскиз мужского костюма к спектаклю «Черные и белые» по пьесе В. Г. Шмидтгофа и С. А. Тимошенко, режиссер Н. В. Петров. Театр «Вольная комедия» (1920)

Эскиз декорации к спектаклю «Газ» по пьесе Г. Кайзера, режиссер К. П. Хохлов. Большой драматический театр (1922)

Портрет М. Горького (1920)

Портрет А. А. Ахматовой (1921)

Вид на Пантеон из Люксембургского сада (1925)

Палаццо Дарио, Венеция (1930-е)

Портрет Н. Н. Евреинова (1920)

Автопортрет (1919)

Июнь. Лес (1918)
