Юрий Павлович Анненков
23.07.1889 - 12.07.1974
Хроника жизни Юрия Анненкова поражает своей насыщенностью: ни одно значимое явление художественной жизни Петербурга–Петрограда 1910-х – начала 1920-х годов не обошлось без мастера.
В одном из лучших творений художника – портретной галерее – запечатлены образы деятелей русской культуры 1920-х годов и представителей политической элиты тех лет. Как внимательный наблюдатель и тонкий психолог Анненков, используя минимальный набор выразительных средств, несколькими линиями, иногда красочными пятнами, создавал поразительно сложные и емкие образы, не только передающие характеры конкретных личностей, но и определяющие облик исторической эпохи в целом. «В них – минимум линий, только десятки линий – их все можно пересчитать. Но в десятки вложено столько же творческого напряжения, сколько вчерашнее искусство вкладывало в сотни. И оттого каждая из линий несет в себе заряд в десять раз больший. Эти портреты – экстракты из лиц, из людей, и каждый из них – биография человека, эпохи», – писал о мастерстве Анненкова-портретиста Евгений Замятин, чей образ открывает на выставке портретную галерею.
В творчестве Юрия Анненкова театр являлся одним из ключевых направлений деятельности, как до, так и после эмиграции. В качестве сценографа и художника по костюмам за 50 лет работы в России и Франции, он оформил более 70 постановок. Юрий Анненков был также теоретиком авангардного театра, автором статей, где он излагал свои концепции, близкие к экспрессионизму. Декорации Анненкова не только служили для оформления сцены, но помогали точнее трактовать пьесу, становились важной частью режиссерского замысла и передавали психологическое состояние героев. Новаторское и всегда эффектное оформление постановок принесло художнику популярность, он работал с лучшими театральными режиссерами своего времени: Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским, Всеволодом Мейерхольдом и другими.
Главным выразительным приемом Анненкова-иллюстратора была линия. Художник иронично трактовал образы, мастерски обобщал и сводил до минимума второстепенные детали, выявляя самую суть. Эта грань его таланта раскрылась благодаря Корнею Чуковскому, который познакомил Анненкова с Михаилом Корнфельдом, издателем популярного журнала «Сатирикон». Остроумные шаржи и карикатуры, напечатанные на страницах еженедельника, помогли художнику набрать популярность в художественных кругах. Широкое же признание пришло к Анненкову после публикации иллюстраций к поэме Александра Блока «Двенадцать».
Юрий Анненков оформлял театрализованные уличные действа, прославляющие революцию, и камерные авангардные спектакли, создал впечатляющую серию портретов, участвовал в групповых выставках, – это лишь часть той «ураганной деятельности», по меткому определению Николая Гумилева, в которую он был вовлечен.
Во Франции стиль произведений Юрия Анненкова кардинально изменился. Принципы кубизма, которые он свободно использовал в России, сменились реалистической трактовкой форм, а позднее – экспериментами в области абстракции. Французский период в творчестве художника оказался не менее насыщенным, однако Анненков проявил себя в новой области – кинематографе, став успешным художником по костюмам.
Во второй половине 1920-х – 1930-е годы манера Анненкова тяготеет к реализму с некоторыми элементами условности, что проявилось, прежде всего, в самостоятельной роли линии или контурного рисунка, подчас существующего на холсте отдельно от цветового пятна. Вероятно, в этом уже наметилось тяготение к абстракции, которое наиболее ярко проявится в станковой картине начиная с 1940-х годов. Метод абстрактного экспрессионизма останется доминирующим в живописи Юрия Анненкова до конца жизни художника, утверждая непрестанное стремление к эксперименту в искусстве и страсть к свободному творчеству.
Экспонаты
У лампы (1907)
![](/uploads/images/medium-KgrxgZ13bKQTE9SD92QhyEiao7H-NnFN.jpg)
Эскиз декорации к спектаклю «Гимн Рождеству» по рассказу Ч. Диккенса, режиссер Ф. Ф. Комиссаржевский. Театр им. В. Ф. Комиссаржевской (1914)
![](/uploads/images/medium-CDOXkm2PT-Eyag3BD1ieJRLtEkRmmhL8.jpg)
Эскиз мужского костюма к спектаклю «Черные и белые» по пьесе В. Г. Шмидтгофа и С. А. Тимошенко, режиссер Н. В. Петров. Театр «Вольная комедия» (1920)
![](/uploads/images/medium-5Y-3S17O1p1WCKMMxAsvWQhECwkGR9DM.jpg)
Эскиз декорации к спектаклю «Газ» по пьесе Г. Кайзера, режиссер К. П. Хохлов. Большой драматический театр (1922)
![](/uploads/images/medium-pcgZQ9ix_g5AVTnLYbFEgcCQzJLdIQiV.jpg)
Портрет М. Горького (1920)
![](/uploads/images/medium-KUCF61IO179gU6inxAaT_y9qHwTYDI3V.jpg)
Портрет А. А. Ахматовой (1921)
![](/uploads/images/medium-PLmLBAOVgbaCGEQViRtEPBt-tgdFPwjV.jpg)
Вид на Пантеон из Люксембургского сада (1925)
![](/uploads/images/medium-iLVRx3blVD_qnmjEIIxWUkNSET-kyzR2.jpg)
Палаццо Дарио, Венеция (1930-е)
![](/uploads/images/medium-Yory0P4DHZ9eUm37u7i6AxZWHx68UJah.jpg)
Портрет Н. Н. Евреинова (1920)
![](/uploads/images/medium-yH3Mjm5FrIcSTxJ-GbdwZ62XQUyijZ-l.jpg)
Автопортрет (1919)
![](/uploads/images/medium-tCBjM5-su10ECcpLLbmdGzgvJkCyYpYT.jpg)
Июнь. Лес (1918)
![](/uploads/images/medium-QyHiIA2jCK2LPveRveZYTs8TjgCHEhtH.jpg)