Работа «Крестьянки в роще» написана художником Павлом Шмаровым за год смерти. Он беден и стар, забыт современниками, уединенно живет в пригороде Парижа. Влиться во французское общество Шмарову не удалось, а с Россией связи оказались со временем утрачены. Несмотря на тяжесть подобной жизни, в живописи Шмарова нет ни одной минорной ноты. Это полные нежности, света и жизни идеалистические зарисовки России во всем ее великолепии. Это цветущая свежесть природы, нежность и загадочность русской девушки, предвкушение радости и счастья.
Тоска по родине нашла свое отражение в работах, вдохновленных Россией. Простые и красивые девушки-крестьянки – это воплощение покинутой родины художника, которую он раз за разом воссоздавал в своих работах.
Молодые девушки в яркой национальной одежде на его полотнах обычно запечатлены в моменты досуга: у реки, на прогулке по полю и в роще. Они смеются и наслаждаются жизнью, а буйство чистых, ярких как сама энергия красок подчеркивает радость бытия.
Конечно, сюжет этой работы имеет мало общего с реальностью. Крестьянки Павла Шмарова всегда отдыхают и смеются, тогда как реальные девушки много и тяжело работали от зари до заката. Одежда крестьянок – яркая и контрастная, сочетание зеленого и красного цветов навеяно импрессионистическим колоритом. На самом деле, девушки, живущие в одной местности, традиционно носили одежду одного типа и цвета, и такое буйство красок в одном месте было сложно себе представить. Наконец, иллюзорности «Крестьянкам в роще» придает и пренебрежение художником законами физики. Свет на этой картине падает не сверху или сбоку, он рождается посередине между двумя девушками, поэтому и возникает ощущение, что картина словно светится изнутри.