«Париж со своими чарующими архитектурными ансамблями площадей, бульваров и улиц… Они всегда пленяют своим сиреневым нежным колоритом… Этюды, написанные с этих мест, – небольшие, и я старался их довести до определенной завершенности, сколько позволяло время. Мне хотелось дать какое-то представление об этой прекрасной стране», – так писал в предисловии к своей выставке в Доме художника в Армении Хачатур Есаян. Тогда, в 1978 году, мастер представил целую серию парижских работ, вдохновленных европейскими поездками. Которые для советского человека, конечно, были большой редкостью.
Франция с ее природой, Париж, набережная Сены, бегущие облака, цветные рефлексы и солнечные блики – все, что так притягательно для тонкого пейзажиста, – так и просится на холст. Есаян был одновременно и поэтом нежных красок, и создателем театральных декораций, ценителем цвета.
Хачатур Есаян пишет Собор Парижской Богоматери декоративно и изысканно, подбирая цвета, соответствующие величию средневековой архитектуры, подходящие его ажурной каменной резьбе, ярким красочным витражам. В лучших традициях французского импрессионизма, доминирующие в картине фиолетовые пятна то переходят в серо-коричневые сочетания в изображении стен, дверей, башен, то стремятся к золотисто-розовым соцветиям облачного неба и убегающих вдаль зданий, то сквозят через зеленую листву деревьев и прозрачную гладь воды.