К концу жизни художник и сам запамятовал, при каких обстоятельствах выполнил этот яркий этюд. На обороте стояло «итальянское» имя «Лонго». Оно-то и сыграло с мастером злую шутку. В 1990-х годах, рассказывая об этом портрете, Дмитрий Налбандян выдал старика за одного из рыбаков, писанных для программного полотна «Ленин и Горький среди рыбаков на острове Капри».
Получилось, что Налбандян невольно сочинил полотну новую судьбу и имя – «Портрет Димитриуса Лонго» долгое время носил длинное название «Итальянский рыбак Лонго, который видел Ленина». И только недавно историческая справедливость была восстановлена. В действительности же наряд Лонго далек от рыбацкого: это пестрый восточный халат. Именно в таком халате не раз был сфотографирован загадочный дервиш и «последний русский факир» Димитриус Лонго. Еще мальчиком он ушел странствовать с бродячим итальянским фокусником и овладел эффектными трюками. Лонго умел ходить по углям, глотать расплавленное олово, но главным номером в программе факира было «погребение». На глазах зрителей артиста закапывали в землю на 30–40 минут. Димитриус Лонго выступал в Европе, Монголии, на Ближнем Востоке. Сам он утверждал в 1970-х годах, что прожил более ста лет.
На портрете кисти Налбандяна седая борода иллюзиониста сложена из десятка красочных рефлексов, радужные дуги перекинулись по одежде. Интенсивные темные полосы фона эффектно оттеняют лицо и глаза.