Выражение «лепить à la Трубецкой», то есть быстро, сочно, живо и весело, вошло в речевой обиход московских скульпторов в начале ХХ века. Для них был нов и сам тип художника, который олицетворял собою Паоло, и его творческий подход к лепке скульптуры.
В Санкт-Петербурге Трубецкой познакомился со шведкой Элин Сандстром (Сундштрём), которая стала его женой. В скульптуре «Мать и дитя» художник запечатлел любимую супругу с их единственным сыном на коленях. Увы, мальчик умер в 1908 году в двухлетнем возрасте. Но мастер создавал образы Элин с сыном и после.
Этому скульптурному портрету Трубецкого свойственны особый лиризм и теплота. Сколь тщательно проработаны лица портретируемых, и с каким лихим мазком пальца по глине художник создает динамку складок женского одеяния. Живую импрессионистическую работу можно отнести к специфическому жанру, изобретенному Трубецким, французские критики назвали ее «portrait-statuette», то есть «портрет-статуя».