Сын богатого помещика, Николай Кузнецов с раннего детства увлекался живописью и не встречал ни малейшего сопротивления со стороны своих родных и близких. Напротив, они часто и охотно позировали ему для небольших жанровых картин.
В собрании Музея русского импрессионизма – два небольших этюдных портрета. На них художник запечатлел собственных детей. На «Портрете Маруси» – будущая примадонна петербургского Мариинского театра. Маруся – домашнее имя девочки. Красавица-дочь была героиней многих полотен мастера. Художник Леонид Пастернак вспоминал, как впервые увидел ее на руках у Николая Кузнецова:
«Он поднял на подоконник и там ее поставил. По тому, как он оправил на ней платьице, видно было, что она ему дорога. «Ну что, нравится она вам?» Я догадался <...> Маруся была вся в отца: тот же взгляд черных, как смоль, «жгучих», глаз, скрытый пока темперамент. Будущая красавица! Я ответил таким «ооочень!», что оно заключало в себе все ответы на ближайшие вопросы того же порядка. Пока ее показывали еще не всем – она обреталась еще «на кухне». Но пройдет немного лет – и Мария покажет всему Парижу и свету «где раки зимуют».
Дочь Николая Кузнецова не только станет всемирно известной оперной певицей, но и удачно выйдет замуж, и к фамилии отца прибавит вторую – Бенуа. После революции она эмигрирует в Париж, где создаст Русскую частную оперу. Кстати, Николай Кузнецов тоже покинет родину, но «большой Европе», он предпочтет Королевство сербов, хорватов и словенцев. Будет писать заказные портреты и выставляться до конца жизни.
Здесь свою любимицу Кузнецов изобразил в совсем нежном возрасте. С короткой стрижкой и широко распахнутыми глазами. Возможно, ей не терпелось ускользнуть из-под отцовского наблюдения и поскорее убежать к своим важным детским делам.