«Я пишу пейзаж тремя мазками. Первый мазок – это небо, второй – земля, третий – моя подпись», – конечно, Дмитрий Налбандян произносил эти слова немного рисуясь. В картине «Осенним утром у костра. Отдых» не три, а целый рой бегущих пульсирующих мазков. Каждый из них обладает силой, энергией, динамикой. Из столкновения красок рождаются и формы, и эмоции: осенний костер, потрескивающие дрова, запах дыма, тепло огня, свежесть и прохлада осеннего утра.
Посмотрите, в каком упоении и мечтательности изображен пастух, отдыхающий у костра. В какой непринужденной позе «поймал» его художник. С пейзажем сливаются животные. На картине мы можем увидеть и зелень ушедшего лета, и вкрапления оранжевого и бордового цветов, охры и золота – так передано богатство осенней палитры. А эффект влажного воздуха, ароматной осенней сырости передает разница в плотности двух планов – переднего и дальнего. Взгляните на эти жидкие, прозрачные краски впереди, и на плотные, рельефные мазки дальнего плана.
«Прозрачный воздух Италии, осыпанный искрами солнца, я никогда не спутаю с голубоватой дымкой, окутывающей Арарат, или с мягким золотом московского заката…», – кто бы мог подумать, что эти поэтичные слова принадлежат художнику, который внес, пожалуй, самый весомый вклад в создание Ленинианы и Сталинианы в советском искусстве.