«Костенька, скажи ты мне, Бога ради, за что нас импрессионистами бранят?!» – спрашивал Николай Клодт у Константина Коровина. «А ты не обижайся. Если о французах, то они ведь хорошо же пишут, черти!», – утешал тот.
Вместе с Коровиным Николая Клодта тоже ругали за «декадентство и импрессионизм». Сам Клодт не очень любил большие картины. Зато писал много этюдов. В них он стремился отразить самые непосредственные впечатления от натуры.
Художник любил русскую природу до упоения ею, до обожания. В картине «Заросший пруд» из собрания Музея русского импрессионизма Николай Клодт глубоко работает с зеленым цветом. Посмотрите, как переходит он от холодных оттенков к теплым. В такой колористической игре рождается летний пейзаж с уходящими вверх деревьями.
Присмотритесь, теперь к воде. Видите, как на мутной ее глади отдельными мазками набросаны кувшинки, листья, трава. В этом затягивающем зеленом водовороте скрываются настоящие сокровища – сиреневые, желтые, розовые цветы…