«Володя, запрягай лошадь, едем на этюд!» – и вот так каждое утро, даже если этюд пишется у самой калитки дома. Личный извозчик Николая Мещерина Володя запрягает лошадь, ставит мольберт, открывает ящик с кистями и красками. «Этюды» все чаще случаются ранним утром, художник стремится запечатлеть первые солнечные лучи. Или, как на этой картине, поймать уходящую прозрачную, наполненную ароматами поля и стрекотанием сверчков, июньскую ночь.
Николай Мещерин писал преимущественно пейзажи. Его главной музой была среднерусская природа. Эта картина, как многие другие его полотна была написана в именье «Дугино» – «творческой мастерской» Мещерина. Усадьба, купленная его отцом-промышленником, находилась неподалеку от Москвы, на реке Пахре. Здесь художник писал свои пейзажи, сюда, от всего сердца, настойчиво, зазывал знакомых художников. Каждому выделялась отдельная комната. Работать можно было в специально отведенной мастерской. В распоряжении гостя был весь дом и даже кучер, чтобы ездить «на этюды» в соседние деревеньки. К слову, местные жители в этих краях быстро привыкли к бродящим с мольбертами художникам. И практически не обращали на живописцев внимания.
Не удивительно, что в Дугине «перебывали все московские художники», подолгу гостили Левитан и Васнецов. А Грабарь вспоминал: «Пробыв неделю в Дугине, я уже не слишком торопился с отъездом <...> когда я заводил об этом речь с Переплетчиковым, тот только махал руками и говорил, смеясь: «Бросьте! Из Дугина так скоро не выбираются!» И я действительно застрял…».
Работа «Июньская ночь» очаровывает тихим сумеречным свечением, тонкой цветовой гаммой, построенной на соединении теплых и холодных красок. Пейзаж рождает ощущение свежести. Чувствуете ли вы этот незабываемый запах летней ночи? Где-то на горизонте начинает чуть-чуть алеть – вот-вот наступит утро. И мы с вами замираем вместе с художником в этом приятном ожидании. Обратите внимание, что даже дробный пастельный штрих Николая Мещерина сохраняет свойства письма маслом.