«Самый русский художник» – так называли Евгения Столицу.
Одним из ярких примеров деревенского мотива, так часто появляющегося в картинах мастера, стала работа «Дома на опушке». Простой, полный тихой печали пейзаж передает поэзию теплого летнего вечера, окутанного густыми закатными сумерками. Возможно эта картина – воспоминание о далеком доме и привычном художнику быте.
Евгений Столица родился в маленьком селе под Одессой в семье лесничего. Педагог художника в петербургской Академии Архип Куинджи не воспринимал импрессионистов всерьез. Но со своими студентами обычно не спорил и от увлечения работами новаторов-французов их не отговаривал. Благодаря этому, Столица, усвоил уроки учителя и сумел сформировать собственный стиль: более свободное, живое письмо, близкое к импрессионистической манере.
Известно, что к Евгению Столице Куинджи относился с особой благосклонностью. Он не мог не отмечать в нем трудолюбие, прямоту и искренность: «…не может сочинять, пущай с натуры пишет, у него так лучше выходит», – говорил на уроках Архип Куинджи.