Утренняя свежесть, лучи ласкового летнего солнца. «Лето» Николая Богданова-Бельского передает мечту о гармонии человека и природы, безграничное восхищение миром. В каждом фрагменте, в каждом движении кисти и в каждом красочном мазке – феерия света и цвета.
В 1911 году Николай Богданов-Бельский – уже академик, известный художник. Он много путешествует по Европе, пишет портреты императорской семьи. Но репутация успешного салонного живописца тяготит Богданова-Бельского. Он вынужден принимать заказы – они приносят заработок, который позволяет безбедно проводить летние месяцы в деревне. Там художник с упоением работает за мольбертом.
Картина «Лето» удостоилась большой чести – она не только участвовала в 40-й выставке Товарищества передвижников, но даже была воспроизведена в каталоге. Это знак того, что работа была признана произведением выдающимся.
Взгляните на необычную, многослойную композицию картины. Сколько мини-сюжетов вы можете насчитать? В глубине сада, утопающего в зелени и цветах, на лавочке мы видим девочку за книжкой. Дети были излюбленными героями художника. Николай Богданов-Бельский говорил: «Меня всегда привлекала детвора, я ей посвятил и посвящаю всю свою жизнь. С одной стороны – воспоминания детства, переживания юношеских лет, а с другой – уж больно хорош детский мир!»
Детство Николая Богданова-Бельского, сына бедной крестьянки, не было безоблачным. И художник никогда не забывал перенесенных лишений. Отдавая дань своему происхождению, он часто писал сцены из жизни простого люда, особенно любил изображать крестьянских ребятишек.