«Лёлька, дорогая моя! Прости меня, что так долго не писал. Ох, я сам знаю, что я негодяй», – так начинает свое письмо Оле Трубниковой художник Валентин Серов. «Смотри, не разлюби меня. Твой В. Серов», – приписывает он в конце послания.
Начало августа 1884 года – Серов гостит у Мамонтовых в Абрамцеве, а Ольга Трубникова проводит лето в Псковской губернии. Они встретятся после долгой разлуки только летом 1886-го. Ольга приедет из Одессы в деревню Едимоново. И Валентин Серов задумает написать ее у окна.
Эта небольшая картина – этюд к будущему портрету. Самой девушки на полотне еще нет. Но почувствуйте эту легкую загадочность, приподнятое настроение художника, радость в предвкушении встречи с любимой, волнение, тревожное ожидание свидания. Воздушное пространство этюда наполнено летним светом.
«Все, что я добивался, это той особой свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», – говорил Серов.
Портрет Оли Трубниковой, не в пример этюду, получился слишком темным, и поначалу вовсе не нравился автору. Только позже Серов писал в письме Ольге: «Знаешь, я иногда вынимаю мой летний этюд с тебя, помнишь, у окна, и с удовольствием на него смотрю, хотя он и черен, но мне нравится, и ты похожа. Мои работы мне всегда начинают нравиться спустя долгое или некоторое время».
Ольга Трубникова познакомилась с Серовым в доме его тети. Девушка с аристократическими корнями осталась сиротой. Дядя Валентина Серова, лечащий врач матери Ольги, взял девочку в свой дом. Большое семейство привязалось к ней. Лёля – называли ее в новой семье. Она помогала воспитывать детей, работала в детском саду и элементарной школе. А по субботам в гости в большой дом приходили студенты-академисты – Валентин Серов с друзьями Михаилом Врубелем и Владимиром фон Дервизом. К моменту написания этого этюда Валентин Серов твердо решил вернуть возлюбленную из Одессы, где Ольга живет и работает домашней учительницей в богатой семье. Спустя два года в петербургской церкви состоится их скромное венчание.
* Музыкальная композиция «Ворота Ростовского Кремля» из цикла «Прогулки по Музею русского импрессионизма», композитор Дмитрий Курдяндский, 2016 год.