Импрессионизм
«О нём будут говорить всегда и до скончания живописи.
Удачливо соединивший новаторство и понятные народу представления о красоте, он интересен всем, даже модернистам.
Заслуга импрессионизма – не только в ярких красках, но в свете, который пришёл в картину.
Раньше, вплоть до Энгра или Делакруа, картину строили в основном на световых пятнах,
выхватывающих изобразительные объекты из всеобщего чёрного фона. А импрессионисты объявили
чёрному цвету войну. Они сказали, что свет идёт отовсюду – не только от единого источника,
но и слева, справа, снизу».
«Импрессионисты – этюдисты, не меняя натуру, как бы оторвали от земли списываемый предмет,
и вообще писали даже не предмет, а скорее цветной воздух, который им казался предметом»
1.
Товарищество «Искусство или смерть»
Товарищество «Искусство или смерть» - творческий союз,
сложившийся в процессе деятельности группы молодых художников в Ростове-на-Дону в период 1986-1990 гг.
В эти годы были проведены три скандально известные выставки, которые кристаллизировали идейную направленность группы.
Дебют ее был успешен на фоне кризиса поздней консервативной советской культуры.
В провинции это воспринималось еще острее.
Группа включала в себя, среди прочих, художников - Валерия Кошлякова,
Авдея Тер-Оганьяна, Юрия Шабельникова, Николая Константинова, Александра Кислякова,
Василия Слепченко, Юрия Палайчева, поэтов Мирослава Немирова, Игоря Буренина, рок-музыканта Сергея Тимофеева,
администратора Всеволода Лисовского. Дружба участников группы сложилась еще в стенах Ростовского
художественного училища им. М.Б. Грекова. Название Товарищества «Искусство или смерть»
(восходящее к знаменитому революционному «Patria or Morte») - это принципиальное отношение к искусству.
Искусство и никакой халтуры и компромиссов. Это был принцип жизни, который остался актуальным и сегодня
2.
«В конце 1980-х, когда в Советском Союзе начинает проводиться политика гласности и перестройки,
а культурную и художественную сцену захватили рок-музыка и московский концептуализм, Кошляков вместе
с другими художниками, поэтами и музыкантами создал в Ростове-на-Дону товарищество «Искусство или смерть».
Отсылка к революционному лозунгу – это не ностальгия, а оптимистический выбор красоты и честности
художественного исследования» (Клаудиа Джойа «Валерий Кошляков. Существование во времени, смысл и красота искусства»
3).
Искусство
«Воздействие искусства на зрителя в прежние времена по силе, наверное,
можно сравнить с нынешним просмотром хорошего триллера.
В мире без кино и телевидения люди читали живопись гораздо интенсивнее, чем мы сегодня»
4.
«Искусство – это всегда компромисс между натурализмом и абстракцией,
между реальностью и фантазией. Другой вечный вопрос: как её (природу)
интерпретировать (рисовать), или как эту индивидуально воспринимаемую
современность-реальность втащить в искусство на плоскости»
5.
«Веками и тысячелетиями искусство черпало темы и образы из религии и мифологии,
это был язык, известный и понятный каждому «носителю» той или иной культуры.
Художник использовал общественную «энергию понимания»,
и именно это давало ему свободу в трактовке сюжетов и образов,
позволяло привносить нюансы, придающие индивидуальность его «речи».
Сегодня практически любой готов творить собственную мифологию,
что превращает большую часть высказываний в искусстве в ребус бессмысленности»
6.
«Предметом искусства как у классических старых мастеров,
так и у импрессионистов были природа и человек. Сегодня искусство захватывает новые зоны,
уже далёкие от его «традиционной территории», лежащие в области философии, политики, науки или техники»
7.
Иконос (иконус)
«Валерий Кошляков, мастер скотч-арта,
живописец монументального размаха и силы.
Он обратился к архитектуре, придумав новое слово для своих объектов:
«иконос» – для обозначения формы, родственной иконной, связанной с палатной архитектурой и,
по словам самого художника, восходящей к постройкам, сооруженным его отцом на даче.
Иконосы Кошлякова с формальной точки зрения действительно близки логике построения архитектурных форм на иконе
с их внеордерной, неклассической и нефункциональной природой. В них также хорошо просматривается
и архитектурная графика русских конструктивистов, а по безумию спонтанно разросшейся формы в пространстве
они напоминают мерцбау Швиттерса, постепенно заполняющие интерьер»
8 («Роман с пространством». Глеб Ершов).
«Мои пространственные объекты – иконусы – начались с плоскости,
потом доросли до объема и далее – до пространства. Они как наследники,
освободившиеся от своих предков, от прошлой культуры. Это образы божественных ценностей,
пространственные иконические воспоминания, поиск пространства для существования, места сугубо персонального,
монолог, забор, келья, личный храм. … Эти формы несут в себе так же следы влияния русской самодельщины: шалашей,
собачьей конуры, туалета, кабинок, скворечников, часовен, мусорок и т.д. Такая дилетантская архитектура создает
агрессивную, реальную и свободную по своей форме среду. Из этого (то есть из иконописи и традиционного строительства)
рождались кубизм и русский конструктивизм, самые лучшие школы, экспериментирующие с формой»
(из разговора Валерия Кошлякова с Данило Эккером).
«Для Валерия Кошлякова архитектурная тема давно уже стала частью личной мифологии.
В этом смысле изобретение иконуса можно считать своеобразной вершиной ее развития»
(«Иконус» Михаил Дмитриев)
9.
«Концепцию иконуса художник определяет как синтез античности,
православной иконы, русского авангарда.
В системе ценностей Кошлякова последние составляют фундаментальную оппозицию,
«инаковость» по отношению к очевидным для художника симптомам эстетического вырождения реальности.
Поиски архетипов поведения формы, воплощенные в иконусе, выражают осознанную потребность художника
в обустройстве личного, абсолютно закрытого и потому действительно чистого художественного пространства
– области метафизического покоя индивидуального пользования» («Иконус» Михаил Дмитриев)
10.
«Кошляков постулирует иконос как «символическое формообразование»,
элемент иного мира, вернее, иной возможности мира, проступающей
в интуиции народного формотворчества, социальных образах повседневности,
русских иконах, конструктивистских проектах, античных руинах.
В этом смысле иконос является носителем всех заключенных в его оболочку пространственных
и смысловых векторов — хранитель всей памяти обо всех возможностях. Его истинное предназначение,
по мнению автора, — закончить, завершить исходный замысел, лежащий в основе осознаваемого пространства,
внести в него мотив иерархии, дополнив его силуэт недостающими доминантами»
11 («Иконос. Опыт интерпретации», Михаил Дмитриев).
- «Послание в живопись», с. 105.
- Лекторий ММОМА
- Каталог Музея современного искусства PERMM «Валерий Кошляков. Иконусы/Конструкции», с. 26-27.
- «Послание в живопись», с. 71.
- «Послание в живопись», с. 96.
- «Послание в живопись», с. 72.
- «Послание в живопись», с. 123.
- ARTTERRITORY
- Каталог «Иконусы/Конструкции», с. 4-5.
- Каталог «Иконусы/Конструкции», с. 4-5.
- Каталог музея, с. 152.