Коллаж
Прием коллажа актуален в творчестве художника и по сей день.
Валерий Кошляков: «Думаю, из-за какой-то исторической специфики
мы с детства были связаны с картинкой-репродукцией; можно сказать,
и по сей день работаем. Я вырезал их из газет и журналов, и они накапливались,
поэтому коллажирование произошло естественно, так как возможность в комбинациях бесконечна»
2.
В серии работ «Пакеты» (1990), созданной в этой технике,
художник соединяет две крайние противоположности: «сдержанная,
суровая мощь классического наследия – с одной стороны, и бытовая прозаичность мятого и потрепанного вторсырья – с другой»
3.
Картина
«Под картиной всегда понималось некое завершённое художественное высказывание,
возникающее в процессе поэтапного изготовления. Лишь в конце XIX века картина стала скорее этюдом.
В современном же искусстве картина понимается как личный жест, для воплощения которого используется
усложнённый язык высказывания – красками на холсте, но в принципе средства могли бы быть и другими»
1.
Картон
«Поначалу выбор материала определялся тем, что я мог найти.
Пятнадцать лет назад я обнаружил, что картон идеально подходит для больших работ,
и понял, что это – идеальный материал со всех точек зрения. Это было настоящее открытие.
Картон – драматический материал. Я приносил его с улицы, это продукт цивилизации.
Живопись на холсте, в свою очередь, несет в себе тяжелый груз традиции.
Потом я стал использовать картон как материал для пространственных конструкций.
Это самый подходящий материал, я выбрал его из-за практичности,
с ним удобно управляться: прочный, легкий, легко крепится, легко перевозится».
Контраст
«Контраст между мощью размеров и простотой материалов,
формальной сложностью и упрощением техники сборки, наконец,
рвущимся вверх объемом и хроматической вариативностью сопутствует мнемоническим
опытам высокого искусства: здесь не предполагается бегство от реальности, но тем,
кто приближается к произведению искусства, дается шкала измерения и механизм узнавания искусства»
(Клаудиа Джойа «Валерий Кошляков. Существование во времени, смысл и красота искусства»
4).
- «Послание в живопись», с. 56.
- Валерий Кошляков. Каталог. Из интервью Ольги Головановой с Валерием Кошляковым. С. 252-253
- Там же. С.14
- Каталог Музея современного искусства PERMM «Валерий Кошляков. Иконусы/Конструкции», с. 28-29.