Живопись
«Живопись по её прямому, непосредственному (без переводчика) воздействию на человека я считаю живой.
А значит, она должна не создавать гладкую, как фотография или дверца у «мерседеса», поверхность,
а нести живой, «человеческий» след руки художника. Так, например, импрессионисты, защищаясь от наступления фотографии,
декларативно стали писать точками и небрежными мазками»
1.
«Живопись, помимо гениальности и тонкости её творцов, – это ещё и определённые приёмы,
многие из которых берут начало в античном искусстве и используются по сей день»
2.
«Живопись – одна из мирных радостей нашей жизни и одно из самых сложных и изящных искусств.
Она никогда не будет существовать по законам фотографии, плаката и рекламы, она не выдерживает тиража,
на неё не могут влиять другие виды современного искусства. Живопись остаётся в чём-то ограниченной и консервативной,
находящейся как бы в оппозиции ко всем новым технологиям»
3.
«Сегодня, когда изобразительное искусство становится всё больше не изобразительным,
традиционное мастерство рисования и живописи оказалось вытеснено в замкнутое,
изолированное пространство, а его проблемы превратились в узкоцеховые и маргинально- андеграундные,
редко обсуждаемые в среде модных толкователей и искусствоведов из-за своей «неактуальности».
Зрительские диалоги с плоскостью становятся проблематичнее из-за «расфокусации» глаза,
потери интереса к чтению живописного изображения. Бытует мнение, что живопись перестала быть
языком современного искусства, что у зрителя с нынешним модернистским сознанием нет инструментов
для её чтения и почти не осталось критериев для её оценки (кроме таких, как «нравится – не нравится»
или «современное – не современное»). Живопись не понимает не только новый зритель,
но и представители contemporary art – его «жрецы» и их художники»
4.
«Сегодня, после века, прожитого в модернизме, и при полной потере зрителя, мы пребываем в новых условиях выживания.
И надо сказать, что один из старейших видов искусств – живопись – как никогда за историю существования не был так близок
к своей кончине, как сегодня. И никогда ещё живописи не приходилось так защищаться и оправдываться – теперь уже перед
новым «прогрессом». Причём не так, как во времена импрессионизма или авангарда – за форму видения,
– а просто за одно лишь только рисование»
5.
«Никогда ещё в истории художник так не сомневался и не спрашивал себя, зачем и для кого рисовать.
И вообще, какой она – живопись – может быть сегодня, после модернизма, дадаизма, сюрреализма,
разгула абстракции и концептуализма, когда упрощать в ней стало уже нечего и рисовальная культура прерывается?
Каждое поколение художников разгадывало какую-то тайну искусства прошлого: Ренессанс искал в античности,
романтики – в Ренессансе, Сезанн – в венецианцах XVI–XVIII веков... Но если они искали ответы
на некие конкретные загадки в тонкостях профессионального мастерства, то мы находимся на таком уровне,
что для нас загадка не в тонкостях, а уже просто в том, как же это у них изображено.
Нам не до разборок трактовки сюжета и его смысла. Нас завораживает уже просто их изобразительный язык»
6.
«Блуждание его [художника] глаза-кисти и то, как исполнены все детали этой симфонии, как сделаны головы,
фигуры, драпировки, фрукты, пейзаж – всё это и есть декларативный пафос живописи. В этом зрительном наслаждении,
в радости от процесса превращения мира реального в мир изображённый – суть искусства живописи.
Требования были одни и едины для всех, и эти ценности не оспаривались ни античностью, ни Ренессансом,
ни позже – вплоть до XX века. Сегодня же в академиях Запада учат организовывать мышление, а задача рисования
стоит на последнем месте. Будущие художники собирают информацию – кто, что и когда сделал. Искусство же является
способом познания мира в специфических – но не во всех подряд – формах»
7.
«На технику и законы живописи не могут влиять представители современного искусства
с филологическим, литературным или техническим образованием, и в этом смысле живопись
остаётся узкопрофессиональной, закрытой. Конечно, все видят в живописи что-то своё, но
для занятия ею этого мало. Поэтому в живописи должны сохраняться требования к специальным
дисциплинам, схожие с академическими»
8.
«Предъявление к живописи требований прогресса – всего лишь суждение определённой группы современников.
В отличие от науки, в искусстве прогресса нет, и нас волнует и трогает живопись самых разных эпох одновременно»
9.
«Ритм развития живописи – в медленном дыхании через ритуал частых повторений,
где открытия крайне редки и возможны только через освоение предшествующего опыта
и постоянную практику, где чувственность, экспрессия и рассудочность подолгу (как в семье) учатся жить и сосуществовать друг с другом»
10.
- «Послание в живопись», с. 63.
- «Послание в живопись», с. 8.
- «Послание в живопись», с. 123.
- «Послание в живопись», с. 7.
- «Послание в живопись», с. 9.
- «Послание в живопись», с. 9.
- «Послание в живопись», с. 54.
- «Послание в живопись», с. 87.
- «Послание в живопись», с. 118.
- «Послание в живопись», с. 123.