Руины
«Знаковой чертой и интонацией нового времени является деструкция, руинирование.
Пиранези, Гюбер Робер использовали руины как романтический ландшафт. Тёрнер уже берёт
сам принцип разрушения локальной окраски предметов и живописной поверхности, оставшиеся
«цветовые акценты» – пятна, увиденные на размытых помпейских стенах, – и конструирует пространство»
1.
«Пиранези, Гюбер Робер, Ансельм Кифер… Что объединяет этих художников – неиссякаемый пафос
или инстинкт разрушения? Откуда он вышел? Из руин великой античности»
2.
Реализм
«Реализм – это пассивное отображательство, упоение действительностью, природой как она есть,
человеком в ней – не как преобразователем, а как «продуктом общественной и природной среды»
3.
«Безусловно, «идеального реализма» не существует.
Есть только разная степень условности, и все, кто искал природную правду,
всё-таки фиксировали собственное видение мира. Как нас учили в советских школах:
«Объяснить сложно» и «Рисуй, не выпендривайся». Красивей и сложнее природы не придумаешь,
а твоё, человеческое и индивидуальное, и так проявится при копировании, и так как все мы
разные, то «твоё» будет всё же отличаться от прочих. В критическом реализме – у Репина, например,
– близкая приближённость к натуре и есть та правда и истина, от которой нельзя отступать в живописи
ни на шаг. Но во всех других реалистических направлениях заметно сильное, постоянное «переложение» натуры.
«Окружающая жизнь сама просится на холст», – говорил Репин. Но вечная проблема – в форме переноса этой списываемой жизни»
4.
- «Послание в живопись», с. 115.
- «Послание в живопись», с. 116.
- «Послание в живопись», с. 96.
- «Послание в живопись», с. 98.