Сакральное
«Ценность сакрального предмета в полной, абсолютной, необсуждаемой самодостаточности — в том,
что он есть, а не в том, какой он есть. Его «функционал» принципиально не имеет эстетического измерения,
и в этом смысле эзотерический смысл сакрального предмета соотносится с утилитарной образностью
объектов народного формотворчества — знаковых ингредиентов социальных ландшафтов: ларьков, будок,
дачных вагончиков и т.д. Постоянные поновления делают икону/сакральный предмет как бы вечно
актуальной — вне времени, вне авторства, аналогично процессу социального «обживания» этих народных
объектов. Каждое поколение пользователей награждает их своим набором функциональных значений,
соответствующим образом изменяя их первоначальный вид»
1 («Иконос. Опыт интерпретации», Михаил Дмитриев).
«Магическое бытие образов сакрального открывается именно на обочине внимания,
оно дарит шок соприкосновения с ее суггестивными знаками при контакте с самым
обыденным миром, в реалиях абсолютно знакомого и очевидного, как, например,
бетонный забор на тихой московской улице, чудом претворенный в мрамор, в старую
фреску Помпей, где проступают контуры римских пиний и Эйфелева башня» (Виталий
Пацюков «Валерий Кошляков: архив культуры как живопись» Из каталога «Валерий Кошляков.
Живопись / Инсталляции», Музей современного искусства PERMM, 2010
2).
Стены
Стены – проект Валерия Кошлякова, реализованный им в 1997 году.
«Завораживающий, но смертельно опасный танец на краю пропасти, гибельное кружение на грани распада
— возможно, именно осознание катастрофичной деконструкции в эти годы побуждает
Кошлякова вынести свои художественные фантазии на пустые стены домов городских окраин.
Так возникает его «стрит-арт», образы великих цивилизаций посреди городского хаоса и смуты,
изображения греко-римских изваяний на улицах Москвы 1996–1997 годов из серии «Полигимния»,
небольшие росписи из серии «Стены» (1997) на облупленных стенах домов в Москве и Штутгарте».
Но и в этом случае художник бесстрашно помещает многозначные изображения в грубую и постороннюю
для искусства среду, что не имеет ничего общего с современными граффити, которые во многих
западных городах уже превратились в элемент архитектурного декора и стоят в одном ряду
с музыкой хип-хопа в разнородном культурном замесе неблагополучных окраин. Кошлякова же,
напротив, привлекает безразличие этой среды и ее обитателей, их равнодушие к окружающему,
их погруженность в духовную спячку, рассеянность мысли без воспоминаний о прошлом и без
планов на будущее
3 («Валерий Кошляков», Данило Эккер).
Скотч
Скотч, или клейкая лента - применяемая в быту и на производстве плёночная лента
с клеевым покрытием, технологически использующая физическое явление адгезии.
Выпускается, как правило, в форме рулона с внешней неклеевой поверхностью,
гораздо реже — с двусторонним нанесением клея. Используется для склеивания
предметов вместе, а также защитного или декоративного покрытия предметов.
«Скотч» является товарным знаком компании 3M, однако в русском языке это
слово стало именем нарицательным и обозначает клейкую ленту вообще
4.
«Использование скотча вместо живописи может выглядеть как проявление культуры трэша.
Это современный материал – сильный, новый, бедный, что сближает его с мазком кисти.
Но использование скотча интригует куда сильнее, чем работа кистью, особенно из-за
возникающих ограничений: хроматическая палитра, форма, стыки и т.д.»
(из разговора Валерия Кошлякова с Данило Эккером).
- Каталог музея, с. 152.
- Каталог музея, с. 260.
- Каталог музея, с. 16.
- Википедия