Абстракция
«… механизм абстрактного искусства действует иначе, чем фигуративного.
Механизм-метод последнего – постадийное изготовление, при котором мастерство проявляется на каждой стадии.
А абстракция – это культ неожиданности и случайности либо холодное аналитическое черчение.
Абстрактное искусство пользуется «индексами» – знаками-символами.
Но реальность видимая – не символ, и вместо знаков реальности художники-абстракционисты пользуются знаками
ощущений или вновь созданным искусственным символом (в этом состоит их революция знака).
Они загнали живопись в полосочки, прямоугольники и ровно закрашенные холсты,
и это позже оказалось для живописи точкой невозврата к фигуративности,
так как эти эффектные открытия и наработки закрыли традиционный для картины сюжет.
Получается либо такая свободная живопись, либо возврат к сюжету и несвободный консерватизм»
1.
«Кандинский – официальное начало абстракции.
Её появление сопровождалось борьбой бездны различных восприятий.
И каков итог после 100 лет жизни с абстракцией? Что изменилось?
Из определения искусства ушли требования каких-либо смыслов и предназначений,
в отношении ко всем его современным формам господствует абстрактное мышление,
а сам живописный абстракционизм давно лишился всякой энергии открытия и стал просто одним из многих возможных направлений»
2.
Алхимия
Алхимия – (араб. al-kîmîa — производится или от слова kemi, туземного (коптского) названия Египта,
или от греческого χύμος — жидкость, сок) — так называлась химия в Средние века, вплоть до XVII столетия.
С тех пор, как химия приобрела черты науки, прежним, старинным термином стали обозначать таинственное
искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, что и было основной задачей химии до XVI столетия.
Запад воспринял алхимию от арабов в Х или XI столетии. В те времена каждый выдающийся ученый обладал всей суммой
знаний своего времени, поэтому нередко в истории алхимии встречаются имена известных философов и богословов.
В XV - XVII столетиях многие коронованные особы также занимались алхимией (по энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона)
3.
Валерий Кошляков выступает своего рода алхимиком, извлекая «золото» прошлого в своих работах.
Анализируя творчество Валерия Кошлякова, историк искусства Виталий Пацюков отмечает:
«…живопись должна открываться как высшее состояние "очищенного" металла, созданная и выявленная в процессе трансмутации материи культуры.
Ее эзотерика не утрачивает надежды на восстановление магических функций искусства,
наделяя самые профанные материалы – гофркартон и скотч – забытыми смыслами флорентийской мозаики и каррарского мрамора…
Обращаясь к имперским символам, Валерий Кошляков не морализирует историю, рассматривая ее как непрерывную медитацию.
Его стратегии транслируют методы алхимика, последовательно раскрывающего внутренние структуры материи,
но при этом осознающего свою анонимность, свою роль проводника стихий и внеличностных энергий.
Живопись Валерия Кошлякова присутствует в скрытом послании ДНК культуры, в ее программах,
в ее нетождественных возвращениях при полной иллюзии ее гибели и исчерпанности»
4.
«Алхимия – правильное слово для описания того, что я делаю, высвобождение энергии из лежащего на дороге камня.
Смешиваешь какие-то элементы на стадии сублимации и ждешь, что получится. Даже если нет никакого результата,
если философский камень не появляется, эксперимент рождает ритуал, дающий большое внутреннее утешение»
(из разговора Валерия Кошлякова с Данило Эккером).
Античность
«Каждая эпоха – в том числе и наша – производила свой отбор из античного наследия»
5.
«Не имея технических средств фиксации внешнего мира, античное искусство обошло нас в деле создания образов,
так как вынуждено было этот мир рисовать»
6.
«Великая Архаика, утверждает художник, продолжает жить в современном мире обезличенных стандартов благополучной цивилизации;
она, несомненно, оказывается для Кошлякова интересней — при всей своей ангажированности Смертью,
— чем сегодняшние «актуальные» общечеловеческие ценности, но ее феномен фиксируется в преднамеренных симулякрах,
в призрачной вещественности гофрокартонов, превращая вечное в руины Юбера Робера.
Ее ценности продолжают мерцать в самых неожиданных точках реальности, в «местах жительства» художника,
нарушая драматургию неумолимости их исчезновений и заслонений»
(Виталий Пацюков «Валерий Кошляков: архив культуры как живопись» Из каталога «Валерий Кошляков.
Живопись / Инсталляции», Музей современного искусства PERMM, 2010
7).
Археология
«На естественную археологичность культуры художники обратили внимание с середины 50-х годов прошлого столетия,
переживая ее внешний слой, тактильно «упираясь» в него, слой, указывающий на сокрытие внутреннего бытия пигмента,
перешедшего в глубины духовного. Они рефлексировали на его тайну, на плотность хтонического,
ушедшего в осадок в процессе «алхимической свадьбы» (Виталий Пацюков «Валерий Кошляков:
архив культуры как живопись» Из каталога «Валерий Кошляков. Живопись / Инсталляции», Музей современного искусства PERMM, 2010
8).
Архитектура
«Кошляков всякий раз по-новому смотрит на классицизм, на истоки архитектуры; убирая все лишнее,
художник отказывается от риторики, от пафосности грандиозных памятников, чтобы сфокусироваться
на началах искусства. И вернуться к подлинности творческого усилия: вдохновению и факту присутствия»
(Клаудиа Джойа «Валерий Кошляков. Существование во времени, смысл и красота искусства»
9).
«Архитектурные фантазии» Валерия Кошлякова не ограничены одной серией произведений.
Это целое направление работы, к которому начиная с середины 1990-х годов художник
регулярно возвращается, изготавливая то камерные эскизы-коллажи и аппликации на
вырезанных из журналов репродукциях, то станковые картины с фото- и графической печатью,
а иногда и огромные, монументальные композиции»
10 («Фантазии на пустыре», Андрей Ерофеев).
- «Послание в живопись», с. 91.
- «Послание в живопись», с. 118.
- Википедия
- Художественный журнал
- «Послание в живопись».
- «Послание в живопись», с. 9.
- Каталог музея, с. 259.
- Каталог музея, с. 258.
- Каталог Музея современного искусства PERMM «Валерий Кошляков. Иконусы/Конструкции», с. 28-29.
- Каталог музея, с. 87.