Что интересно знать о подстекольной живописи? 5 фактов - Новости - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Уважаемые посетители, билеты на 15 февраля закончились. Рекомендуем заранее приобретать билеты на другие дни на сайте. 
Обратите внимание: если билетов нет на сайте, их не будет и в кассе музея.

Новости

Что интересно знать о подстекольной живописи? 5 фактов

28 июня 2017

Что общего у Василия Кандинского и Владимира Спивакова? Они оба — любители народной подстекольной живописи. Расписные «стекла» с религиозными сюжетами музыкант-виртуоз открыл для себя во французском городе Кольмаре, где маэстро руководит фестивалем классической музыки. Случайная покупка в антикварном магазине положила начало традиции. «Я решил каждый год отмечать кольмарский фестиваль покупкой очередной работы, — рассказал Владимир Спиваков. — Первое «стекло», что я купил, было сценой «Тайной вечери».

Собрание подстекольной живописи в личной коллекции Владимира Спивакова уникально для России. Что интересно об этой удивительной, но не так известной широко художественной технике? 

1. Она появилась в XII-XIII веках, когда мастера стали создавать пластины с библейскими сюжетами и святыми, расписывая их «под стеклом». На эпохи Возрождения и маньеризма пришелся расцвет подстекольной живописи — в этот период времени были созданы самые известные произведения, выполненные в этой технике. А в конце XVIII века подстекольные иконы постепенно становятся массовым явлением и переходят в категорию народного искусства.

2. В Средние века «стекла» можно было увидеть в готических соборах — считалось, что присутствие стекла поддерживало в храмах атмосферу духовности. А светские подстекольные картины барокко и рококо, украшавшие залы в сочетании с зеркалами и тусклым светом от свечей, помогали в создании мистической игры света и тени и завораживающего иллюзорного зрелища. 

3. Мастерам удавалось получать необычный для визуального восприятия эффект: плотный по цвету фон под толщей стекла, а на поверхности — мириады сияющих бликов, которые создают ощущение драгоценности материала. Благодаря этому подстекольная живопись стала востребованной техникой как для украшения роскошных предметов декоративно-прикладного искусства, так и для создания станковых произведений искусства, причем не только на религиозные, но и на светские темы. 

4. Сложность работы в такой технике состоит в том, что художникам приходится иметь дело с перевертышем. То, что они видят на лицевой стороне, работая над изображением, должно в результате оказаться с обратной — «под стеклом». К тому же подстекольная живопись — это многослойная живопись. Первый шаг — прорисовка всех деталей, затем — заполнение цветом фона. Причем сначала накладывают самые яркие цвета и глубокие тени, потом средние тона. 

5. Подстекольная живопись — «холодная»: стекло не обжигают для того, чтобы краска на нем закрепилась. Мастера используют нерпозрачные красители, которым не требуется термическая обработка для проявления. 

×