Портрет М. Горького - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Портрет М. Горького, 1920

Юрий Павлович Анненков

Бумага, чернила, тушь, акварель
42.5X34.5

В экспозиции представлена часть портретной галереи, созданной Юрием Анненковым, которая открывается портретами писателя Максима Горького.

Юрия Анненкова и Максима Горького связывало давнее знакомство, начавшееся в Куоккале, где писатель и его гражданская жена, актриса Мария Андреева снимали мызу Лентула по соседству с дачей Анненковых. Постепенно Юрий стал своим человеком в семье Горького, поддерживал некоторые из его начинаний, а также сделал несколько его портретов.

Снова они увидятся в 1924 году, когда Анненков вместе с женой Валентиной Мотылевой на пути из Венеции в Париж ненадолго заедет к Горькому в Сорренто. Там Юрий Анненков познакомит Горького с Петром Кончаловским.

Одним из художественных приемов Юрия Анненкова в графике является контрастное использование черного и белого пятна. Причем пятно часто ограничивается лишь тонкой контурной линией, не имеет какой-либо прорисовки в границах контура. Именно этот прием Анненков виртуозно использует в портрете Максима Горького, оставляя правую часть лица модели «не законченной», без каких-либо следов прорисовки. Еще одной особенностью его портретов является наполнение их деталями, которые имеют непосредственное отношение к моделям и позволяют объемнее раскрыть их образы. Так, художник изобразил Максима Горького в пиджаке поверх теплого свитера, что являлось вполне обычным в условиях вечного холода в годы военного коммунизма. Фигуры в толпе, несущие транспарант с надписью «Р.С.Ф.С.Р. Да здрав…», служат напоминанием о том, что Горький являлся пролетарским писателем и обладал большим доверием со стороны большевиков и лично Ленина. Китайская ваза и фигурка Будды указывают на увлечение коллекционированием, охватившее Горького после революции 1917 года. В период Гражданской войны и военного коммунизма в стране царила острая нехватка продуктов, которые можно было найти с большим трудом и по баснословным ценам. Именно тогда началась продажа произведений искусства из коллекций, сложившихся до революции. Для того, чтобы хоть как-то прокормиться коллекционеры «из бывших» оказались вынуждены обменивать антикварные вещи на еду или продавать их за бесценок на черном рынке. В свободную продажу также хлынули украденные произведения из брошенных коллекций, владельцы которых покинули страну. Именно тогда Максим Горький, демократ и идеолог пролетарской борьбы, скупал за бесценок так нравившиеся ему нефритовые фигурки и восточные реликвии. Бывая в квартире Горького, Анненков имел возможность познакомиться с этой поразительно быстро растущей коллекцией, о чем он впоследствии написал в своих мемуарах:

«В многокомнатной и удобнейшей квартире Горького не было, однако, ни в чем недостатка: друг Ленина и завсегдатай Смольного, Горький принадлежал к категории «любимых товарищей», основоположников нового привилегированного класса [...] Комната Горького и его рабочий кабинет заставлены изваяниями Будды, китайским лаком, масками, китайской цветной скульптурой: Горький собирал их со страстностью. Он берет в руки бронзовую антилопу, любовно гладит ее скользящие, тонкие ноги, щелкает пальцами по животу:

- Ловкачи эти косоглазые! Если желтая опасность заключается в их искусстве, я бы раскрыл им все двери!»

Изображенные на портрете Максима Горького китайская ваза, статуэтка Будды и фигуры, олицетворяющие пролетариат на баррикадах, говорят не только об увлечениях и общественной деятельности модели, но также свидетельствуют о его двуличности. Прекрасно понимая это, художник не мог ни сделать тонкого намека. Корней Чуковский, присутствовавший на одном из выступлений Максима Горького, напишет в своем дневнике 4 января 1921 года: «Как любит Горький говорить на два фронта, – прошептал мне Анненков».

В правой части композиции фоном портрета служит изображение урбанистического пейзажа. Строящиеся коробки многоэтажных домов, диагонали подъемных кранов, которые теснят крошечные церквушки, являются аллегорией строительства нового будущего. Подобная символика в сочетании с обновленным Юрием Анненковым образом Горького оказали влияние на советских художников, вызвав появление схожих портретов писателя.

×