Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево, 1906
Николай Мещерин
Холст на картоне, темпера
60X100.8
Государственная Третьяковская галерея
В творчестве Николая Мещерина выделяются несколько сюжетов, к которым он возвращался на протяжении всей жизни. Один из них – вид, открывающийся прямо от ворот его усадьбы. Дорога среди ржаного поля уходит к низкому горизонту. Небо подходит вплотную к земле. В глубине картины виднеются верхушки берез и крыши домов. За ними – поля с извилистой лентой реки Пахры. Над ней, на крутом берегу, раскинулось большое село с высокой колокольней. Эту характерную панораму средней полосы России Мещерин воспроизводил вновь и вновь, в разные времена года, в разные часы дня и в разную погоду. Он представляет ее и в нежной зелени начала лета. Изображает в золоте спелой осени и в летний зной. Пишет в сверкающих снегах под морозной дымкой короткого зимнего дня. Все эти работы сливаются в едином облике подмосковного пейзажа и в итоге становятся обобщенным портретом родины художника.
В усадебном доме в Дугине были оборудованы две мастерские. Одна предназначалась для хозяина, другая – специально для гостей. Здесь же была собрана значительная коллекция картин художников конца XIX – начала XX веков. Николай Мещерин смог собрать вокруг себя множество живописцев. Его постоянными гостями были Мануил Аладжалов, Игорь Грабарь, Алексей Корин, Сергей Малютин, Василий Переплётчиков и Алексей Степанов. По словам Грабаря, у Мещерина перебывали все московские художники. Сам Грабарь прожил в Дугине более десяти лет. Там им были написаны наиболее известные картины. И там же он работал над своей многотомной историей русского искусства.