Художники - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Уважаемые посетители, билеты на 15 февраля закончились. Рекомендуем заранее приобретать билеты на другие дни на сайте. 
Обратите внимание: если билетов нет на сайте, их не будет и в кассе музея.

Коллекция

Николай Мещерин

28.02.1864 - 22.10.1916

Сын купца первой гильдии, основателя одного из крупнейших московских производств – Даниловской текстильной мануфактуры, Николай Мещерин должен был стать наследником большого предприятия, но у него не было склонности к управлению сложным промышленным механизмом. После смерти отца Николай Мещерин предпочел удалиться от городской суеты в свою загородную усадьбу Дугино. Окрестные пейзажи буквально заворожили его. Поместье стало для него не только местом уединения, но и мастерской под открытым небом, где все свое время он мог посвятить искусству живописи.

Первым наставником в этом деле стал для него Василий Переплетчиков, его бывший однокашник по Практической академии коммерческих наук, который к тому времени уже успел пройти курс вольнослушателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но советов друга было недостаточно, и Николай Мещерин обратился к помощи художника Мануила Аладжалова. Однако первые систематические занятия прошли уже под руководством живописца Алексея Корина. Примерно в это же время Николай Мещерин познакомился с Исааком Левитаном, у которого жаждал брать уроки. Но Левитан посоветовал ему заниматься самостоятельно, увидев в нем уже сформировавшегося мастера со своим индивидуальным подчерком. Так прошел первый период становления Николая Мещерина как живописца.

Второй этап начинается со знакомства с художником Игорем Грабарем. Когда они впервые встретились, Мещерин уже активно участвовал в выставочной деятельности. В своих воспоминаниях Грабарь пишет: «К моменту моего приезда в Дугино он был, во всяком случае, уже давно не дилетантом, а видным художником, не менее самостоятельным, чем даже Переплетчиков». Игорь Грабарь оказал значительное влияние на изменение художественной системы Николая Мещерина. Благодаря Грабарю Мещерин воспринял достижения новой французской живописи. Импрессионизм и дивизионизм оказались созвучны мироощущению Николая Мещерина, дали ему необходимую свободу. Быстрая манера письма, богатство палитры в полной мере позволяли передавать на холсте все многообразие явлений природы, ее переходные состояния, которые стремился уловить художник. Будь то восходы и закаты, ночные сцены, сложные оттенки лунного освещения. Импрессионистический период в творчестве Николая Мещерина стал наиболее плодотворным.

Николай Мещерин на протяжении всей своей творческой деятельности оставался верен природе. Пейзаж – тот жанр, который Мещерин ценил превыше остальных. Для Николая Мещерина природа была одновременно главным источником вдохновения, учителем, предметом для непрестанного внимательного изучения.

×