Николай Мещерин
28.02.1864 - 22.10.1916
Сын купца первой гильдии, основателя одного из крупнейших московских производств – Даниловской текстильной мануфактуры, Николай Мещерин должен был стать наследником большого предприятия, но у него не было склонности к управлению сложным промышленным механизмом. После смерти отца Николай Мещерин предпочел удалиться от городской суеты в свою загородную усадьбу Дугино. Окрестные пейзажи буквально заворожили его. Поместье стало для него не только местом уединения, но и мастерской под открытым небом, где все свое время он мог посвятить искусству живописи.
Первым наставником в этом деле стал для него Василий Переплетчиков, его бывший однокашник по Практической академии коммерческих наук, который к тому времени уже успел пройти курс вольнослушателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но советов друга было недостаточно, и Николай Мещерин обратился к помощи художника Мануила Аладжалова. Однако первые систематические занятия прошли уже под руководством живописца Алексея Корина. Примерно в это же время Николай Мещерин познакомился с Исааком Левитаном, у которого жаждал брать уроки. Но Левитан посоветовал ему заниматься самостоятельно, увидев в нем уже сформировавшегося мастера со своим индивидуальным подчерком. Так прошел первый период становления Николая Мещерина как живописца.
Второй этап начинается со знакомства с художником Игорем Грабарем. Когда они впервые встретились, Мещерин уже активно участвовал в выставочной деятельности. В своих воспоминаниях Грабарь пишет: «К моменту моего приезда в Дугино он был, во всяком случае, уже давно не дилетантом, а видным художником, не менее самостоятельным, чем даже Переплетчиков». Игорь Грабарь оказал значительное влияние на изменение художественной системы Николая Мещерина. Благодаря Грабарю Мещерин воспринял достижения новой французской живописи. Импрессионизм и дивизионизм оказались созвучны мироощущению Николая Мещерина, дали ему необходимую свободу. Быстрая манера письма, богатство палитры в полной мере позволяли передавать на холсте все многообразие явлений природы, ее переходные состояния, которые стремился уловить художник. Будь то восходы и закаты, ночные сцены, сложные оттенки лунного освещения. Импрессионистический период в творчестве Николая Мещерина стал наиболее плодотворным.
Николай Мещерин на протяжении всей своей творческой деятельности оставался верен природе. Пейзаж – тот жанр, который Мещерин ценил превыше остальных. Для Николая Мещерина природа была одновременно главным источником вдохновения, учителем, предметом для непрестанного внимательного изучения.
Экспонаты
Девушка в красной юбке (1903)
![](/uploads/images/medium-mvd9x3fvioRmobgE2jzYVT3i7pDjkhLJ.jpg)
Осень. Капустный огород (1905)
![](/uploads/images/medium-WkUTNhGIeojYDtm1ZU4s-_SZr-XBjls1.jpg)
Иван-да-марья (1914)
![](/uploads/images/medium-rpR9_wkHnZ-5eLx0dyko1NsqEW8gatuy.jpg)
Перед рассветом. В июньскую ночь (1905)
![](/uploads/images/medium-MJI9HXVNHdPbVlZWomWf4hfOxAimepcT.jpg)
Авторские фотографии Николая Мещерина (1886-1887)
![](/uploads/images/medium-7q_TCUXA7dikNV4h8kFMGzT5pobggeoZ.jpg)
Сосенки под снегом (Без даты)
![](/uploads/images/medium-CecCd_R1CoMLoyILozerolC_fjXXAreu.jpg)
Альбом Николая Мещерина (1905)
![](/uploads/images/medium-pgYJYMyVVCzF9b_ZRN_cn_QL6AGQJv9q.jpg)
Рассвет. Этюд (1898)
![](/uploads/images/medium-r68D37yjiAp0daQ-6OLGHHbwlwmUzVun.jpg)
Весна (1903)
![](/uploads/images/medium-vWLAE12vr5qQjkJEe-ml7BH0iCsVnAMm.jpg)
Из окна дома Коробковой (1902)
![](/uploads/images/medium-vxIfk-FEYLK0GMb4JToieRCNDK1mz8fK.jpg)
Морозная ночь (1908)
![](/uploads/images/medium-KWw8hfRP4fk1Rqffe-x3ZUVaoOL_bRLD.jpg)
Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево (1906)
![](/uploads/images/medium-lOIX6TjWEuH2Mk5146uZPiNXtiybPTIo.jpg)
Рассвет (1907)
![](/uploads/images/medium-3NGTYggWuGcjPmaYe55O_TbY9b7zg0g3.jpg)
Серия этюдов. Восход солнца (1910-е)
![](/uploads/images/medium-vQ5KepLG71qg2d-gZXW5cIX3IdjOxbmd.jpg)
Июньская ночь. 1911 год
![](/uploads/images/medium-0RWd_EUArX4aEArEa1OiVyYnspEzzw_x.jpg)