Государственная Третьяковская галерея
Для передачи мимолетных движений в природе Николай Мещерин использует приемы дивизионизма. Быстрые порывы ветра, трепет листвы, стремительный бег солнечных бликов по лесной траве передаются динамичными отдельными мазками. Кажется, что все в этой картине подвижно. Сквозь кроны молодых деревьев проходят воздушные потоки. Они проносятся вдоль цветочного поля, увлекая за собой яркие соцветия.
Весь творческий путь Николая Мещерина сопровождала поэзия образа русской природы. В отличие от многих своих современников, он не писал видов ухоженных парков во французском стиле или старинных усадеб. Его мир был миром простой деревни, увиденный глазами местного жителя. Миром окружающей природы во всем ее многообразии. Как писал искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, «сама жизнь природы, ее изменчивость и движение были выражением движения чувства человека, изменчивости порой едва уловимых его настроений». Эти слова лучше всего подходят пейзажам Мещерина. Творчество художника его друг Игорь Грабарь характеризовал как глубоко личное переживание окружающего мира: «Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь – такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос…он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие...».