
Государственная Третьяковская галерея
«В Дугине перед домом стояла славная березовая рощица, в конце которой – на выходе в поле – был так называемый «кружок»: группа в несколько особенно живописных берёз, красиво изогнутых и ритмично расположенных. На кружке стояла скамья, на которой вечно сидели, любуясь открывающимся отсюда видом на необъятное пространство: извилину реки, старинную усадьбу Бенкендорфов, окрестные деревни, древнюю Колычёвскую церковь, Щукинский монастырь» – так описывает в своей автобиографии излюбленное место работы Мещерина Игорь Грабарь.
На этом портрете изображены дочери Михаила, брата Николая Мещерина. Перед нами в белых платьях – рыжая 12-летняя Валентина, черноволосая 10-летняя Мария и их француженка-гувернантка. Позже вместо француженки художнику позировал младший брат девочек – мальчик десяти лет в синих штанах и черных чулках. Поначалу, когда художник только принялся за написание картины, погода ему благоприятствовала. Был прекрасный солнечный день, и фигуры были написаны на фоне голубого неба, затянутого легкими облаками. Для того, чтобы показать это небо, Грабарь решил писать с земли. Он вырыл глубокую траншею, в которой мог свободно расположиться стоя вместе с мольбертом. Но вскоре начались дожди, затянувшиеся до середины сентября. И в конце концов художнику пришлось отложить работу до следующего года. Однако ему так и не удалось закончить картину. Еще через год юные девочки Мещерины стали прекрасными барышнями, и, как писал Грабарь, «композиция потеряла свой смысл». В итоге эта картина так и осталась в виде крупного эскиза.
А через 9 лет та самая рыжеволосая Валентина стала женой Игоря Грабаря.