Белая зима. Грачиные гнезда - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Белая зима. Грачиные гнезда, 1904

Игорь Грабарь

Холст, масло
102.5X48.7

Государственная Третьяковская галерея

«В деревне Шестове, верстах в двух от усадьбы, я заметил красивые плакучие берёзы, усеянные шапками грачиных гнёзд. Мне давно хотелось написать такую берёзу в зимний серебристый день, без солнца. Я взял старую избёнку со срубом цвета оксидированного серебра, занесённую снегом, а рядом с нею берёзу. Хотелось передать эффект белого снега, с белой берёзкой. Эта белизна, без белильности, кажется удалась» – писал Игорь Грабарь.

Об этой же картине Серов говорил, что белил в ней не чувствовалось. Снежные сугробы на крышах, снег у подножия берёзы, молочно-белое небо и жемчужно-серые тоны ствола, ветвей и сарая – всё это сливается в единую, очень мягкую гамму жемчужных оттенков и ослепительно белого цвета. Если всматриваться в эту работу, можно заметить богатство цветовых переходов. Между мазками белого художник прокладывал розоватые, желтоватые, голубоватые мазки. Они едва-едва разграничивают удары белой краски и передают ощущение лёгкого пушистого снега. При всём цветовом разнообразии живописная манера далека от мозаичности. Вся поверхность обобщена. И кажется, словно взмахи кисти повторяют направление пластов снега или прожилок древесины – так, как их видел художник на пленэре.

 В своей автобиографии Игорь Грабарь рассказывает, что в первый же день пребывания в Дугине его поразили березовые рощи. Не раз художник признавался, что больше остальных любит именно «плакучую» берёзу. Образ любимого дерева появляется во многих его работах. Самой известной стала картина «Февральская лазурь» из собрания Третьяковской галереи.

×