Основной темой творчества Николая Мещерина стала природа. Еще в молодости он увлекается фотографией, чтобы запечатлеть изменчивые состояния подмосковного пейзажа. Остановить мгновение помогала камера. Свое внимание юный Мещерин сфокусировал на таких живописных явлениях, как таяние снега, замерзшая вода в овраге, линии извилистых тропинок в лесу. Время на этих изображениях словно застыло. Очень редко, на отдельных снимках, появляется фигура человека, которая становится неотъемлемой частью природы. Правда, не всегда органичной ее частью. Если приглядеться, то можно заметить: человек на этих фотографиях скован, он позирует. Напряженные позы всех людей на снимках оправданы технической необходимостью. Выдержка камеры в то время составляла несколько минут. Модель должна была застыть в полной неподвижности.
Фотографией Мещерин занимался на протяжении всей жизни. Но, увы, черно-белые снимки не позволяли передать всей богатой палитры природы. И когда художнику хотелось запечатлеть красоту лунной ночи или раннего восхода солнца, то он брался за кисти, краски и работал в быстрой импрессионистической технике. И все-таки общий принцип передачи мгновенного впечатления Мещерин перенес в живопись именно из фотографии.