Николай Мещерин всегда стремился к точной передаче тонких цветовых соотношений, еле уловимой колористической гармонии. Для этого он создавал целые серии этюдов. В них художник воспроизводил эффект сумеречного освещения или восходящего солнца. Конечно, больше всего его привлекали этапы светового перехода – от темного к светлому и от светлого к темному. По воспоминаниям его друга, художника Василия Переплётчикова, «Мещерин был страстным поклонником ночной тишины, рассвета, солнечного восхода, и нередко встречал восход солнца с альбомом в руках». Такой альбом сохранился до наших дней. В период национализации записи спас близкий друг художника Игорь Грабарь. Теперь у нас есть уникальная возможность увидеть все тайны кропотливой подготовительной работы Николая Мещерина. В альбоме всего 46 листов плотной, шероховатой бумаги с водяными знаками. Он заполнялся неравномерно. Предположительно все рисунки были созданы в 1905 году, когда художник тесно общался с Игорем Грабарем, гостившим в Дугине. Все зарисовки Николай Мещерин делал в технике пастели. А отдельные цвета он лишь намечал или подписывал: «Луна зелено-желтая», «у окон расплывается лиловое». Такие записи помогали точнее передать первые впечатления от цвета. Но это далеко не простая фиксация колорита. В этих небольших зарисовках Мещерин выступает как поэт, описывая лунную ночь так: «Луна темно-голубая, звезды голубые тусклые. Около луны голубое жемчужное, от нее расходящееся светлым кругом сияние».
Пристальное внимание обращал художник на быстро сменяющие друг друга состояния природы. Часто он возвращался к особенно полюбившимся сюжетам. Например, к восходу солнца – радостной теме зарождения нового дня. В многочисленных этюдах Мещерина проявилось его настойчивое стремление к максимальному композиционному лаконизму и выразительности живописного языка.
Рассматривая этюды Мещерина, невозможно не вспомнить серии известного французского импрессиониста Клода Моне. И тот, и другой в своих этюдах на одну и ту же тему стремились показать всю палитру цветов, меняющихся утром, днем и вечером. Такой подход опровергал идею завершенности картины, ставил перед художником исключительно живописные задачи. Работа сериями стала фирменным знаком не только Клода Моне, но и всего движения импрессионистов.