Информационная доступность для посетителей с инвалидностью - Новости - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.
Новости

Информационная доступность для посетителей с инвалидностью

15 апреля 2017

В преддверии Московского международного салона образования Лилиана Маррэ, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма, рассказала, как создаются максимально доступные условия для посетителей с инвалидностью в Музее.

Как вы подбираете программу и адаптируете ее для особенных посетителей музея?
Мы не называем наших посетителей особенными, потому что каждый гость, вне зависимости от возраста, пола или других факторов,  особенный. Мы стараемся создать в нашем Музее ту среду, которая была бы максимально доступной и комфортной для каждого. Это может быть как физическая доступность для маломобильных посетителей  (например, с детьми на колясках) или посетителей, использующих средства реабилитации (например, инвалидные коляски), так и доступность информационная (как для посетителей, говорящих на иностранном языке, так и посетителей с нарушением слуха, зрения, взрослых и детей с ментальной инвалидностью и т.д.). Эти сложности во всех учреждениях культуры, на первый взгляд, могут показаться не столь очевидными. Однако это одна из самых серьезных проблем на сегодняшний день.

Какие критерии нужно учитывать и каковы сложности, с которыми вы сталкиваетесь при подготовке программ?
Мы отталкиваемся, в первую очередь, от потребностей посетителей, которые приходят в Музей и постоянно расширяем границы аудитории. Каждый посетитель в праве получать равное количество информации и услуг именно в том виде, в котором он готов это принимать. Поэтому одна из самых трудоемких задач – это, конечно же, привлечение необходимых специалистов и максимальная адаптация существующих программ. Важно и нужно рассчитывать возможности бюджета, потому что многие из программ требуют дополнительных вложений. Здесь мы стараемся идти от принципа, что все, по сути, можно сделать минимальными средствами, и многие музеи Москвы и регионов уже нашли для себя оптимальные варианты. Мы осознаем, что отдача от аудитории, которая получает условно «доступный» Музей в отличие от «закрытого», гораздо интенсивнее. Люди готовы в такой Музей возвращаться снова и снова.

Как вы готовите преподавателей? Есть ли в штате преподаватели с инвалидностью?
Каждого педагога мы выбираем в соответствии с тем набором задач, которые ему нужно выполнять. Наш Музей может с гордостью сказать, что с нами работают три специалиста с нарушением слуха (два педагога и лектор-экскурсовод), каждый из которых ведет собственную мощнейшую и очень популярную программу. Для детей младшего возраста, в зависимости от его потребностей:для детей с нарушением слуха – это два педагога-дефектолога, для детей с РАС и другими формами ментальной инвалидности – другой специалист, у которого богатый опыт и образование в музейной педагогике с детьми. Каждый случай необходимо рассматривать отдельно, поэтому мы работаем с целым «отрядом» лучших педагогов и художников Москвы.

Какие направления подобных программ есть в вашем музее?
В Музее сейчас действует обширная программа по разработке «доступной среды». Она разбита на несколько основных блоков: физическая и информационная. Главной инновацией в рамках проекта стал видеогид, встроенный в мобильное приложение и созданный совместно с Центром образования глухих, с использованием жестового языка. В простоте и удобстве использования ему нет равных на современном российском рынке. Вторым шагом по реализации доступного пространства для взрослых посетителей с нарушением слуха стали регулярные экскурсии с глухим гидом Виктором Паленным. Третьим шагом реализации — план организации мастер-классов на жестовом языке. Их проводит лишенная слуха художница и педагог Светлана Бобкова. Уже сейчас существуют мастер-классы и экскурсии для подростков на жестовом языке, а также занятия для групп младших школьников, которые проводят слышащие педагоги-дефектологи (одновременно владеющие русским и русским жестовым языками). В рамках проекта развивается сотрудничество со школами и детскими садами. В марте завершился цикл лекций по популяризации истории искусства, проводимый на жестовом языке. Аналога подобных лекций для взрослых еще не существовало. Высокая посещаемость показала необходимость подобных мероприятий для взрослой аудитории с нарушением слуха. Осуществляется адаптация музейного пространства для посетителей с нарушением зрения: в программу включено сразу несколько элементов, каждый из которых призван донести живопись, используя, самую широкую гамму чувств – тактильные макеты, фактура живописи, аудиоматериалы, тифлоаудиокомментарии, ароматические композиции. Отдельным направлением деятельности стала работа с посетителями с ментальной инвалидностью – экскурсии, мастер-классы для детей и взрослых по специально разработанной специалистами программе. Они позволяют как можно подробнее рассказать о таком явлении как импрессионизм.

Московский международный салон образования пройдет в 75-ом павильоне ВДНХ с 12 по 15 апреля. Вход бесплатный. Регистрацию можно пройти здесь.

 

×