ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН МУЗЕЯ НА 2025 ГОД - Новости - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.
Новости

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН МУЗЕЯ НА 2025 ГОД

2 декабря 2024

Музей русского импрессионизма готовится к юбилейному для себя 2026 году, но и в наступающем сезоне планирует привлечь внимание зрителей тремя не уступающими один другому проектами. Первый из них будет посвящен русскому импрессионизму — ключевому для музея художественному явлению, о котором в последние годы говорят всё больше. Летняя выставка объединит произведения знаменитых на весь мир французских фовистов и русских «бунтарей»-экспериментаторов. Третья экспозиция будет посвящена Москве и ее певцу и знатоку Владимиру Гиляровскому.

До 26 января на выставке «Новое общество художников» посетители могут увидеть работы Бориса Кустодиева, Ольги Делла-Вос-Кардовской, Алексея Щусева и других участников одноименного творческого объединения Серебряного века.


«Изображая воздух. Русский импрессионизм»
14 февраля — 1 июня

С 14 февраля по 1 июня на трех этажах футуристического здания-цилиндра развернется масштабная экспозиция русского импрессионизма. Ставший основным методом для одних и кратковременным увлечением для других импрессионизм закрепил право художников на живописные эксперименты. Посетители увидят работы мастеров, с именами которых традиционно ассоциируется наполненная светом и воздухом живопись, — Константина Коровина, Станислава Жуковского, Константина Горбатова и Игоря Грабаря, а также откроют для себя малоизвестных авторов: Дмитрия Щербиновского, Арнольда Лаховского и Серафиму Блонскую.

Во второй половине XIX века в стремлении «освободить» руку художники активно обращались к европейским течениям. Из пенсионерских путешествий по Франции Илья Репин и Василий Поленов привезли написанные на пленэре этюды, а позже знакомили с приемами новой живописи будущие поколения художников, среди которых Константин Коровин, Валентин Серов и Абрам Архипов.

Сегодня термин «русский импрессионизм» утвердился в отечественном искусствознании: ведущие специалисты и учреждения не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и за пределами столичных регионов посвящают проекты этому течению, хотя еще в дни открытия музея оно вызывало споры среди искусствоведов и зрителей. В экспозиции произведения 70 разных мастеров от Ильи Репина, Сергея Виноградова и Абрама Архипова до Петра Кончаловского и Ильи Машкова, как отдельные мазки, соберутся в единую картину и позволят составить цельное представление о направлении и его национальных особенностях. Разделы выставки расскажут об интересе художников к эффектам мерцания, о сюжетах из повседневной жизни и об особом колорите, вылившемся в так называемый «черный импрессионизм». Отдельно будут представлены живописные этюды, которые импрессионисты впервые приравняли к самостоятельному произведению. 

На всех этажах музея посетители увидят почти 160 произведений из 77 частных и государственных собраний со всей страны от Калининграда до Владивостока и Хабаровска: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.

Проследить, какое отражение заложенные импрессионистами традиции находят в творчестве современных мастеров, позволит инсталляция Ирины Кориной, созданная специально для проекта.

Куратор: Наталья Свиридова — главный хранитель Музея русского импрессионизма. 

Выставка работ русских и французских фовистов
19 июня — 28 сентября

Летом Музей русского импрессионизма вместе с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина покажет посетителям «дикие», фовистские работы европейских и русских мастеров начала XX века. В экспозиции полотна Анри Матисса, Андре Дерена, Альбера Марке встретятся с произведениями экспериментаторов, менявших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Николая Кульбина, Алексея Явленского и других. 

«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года, которые бросили вызов художественным традициям и выбрали интенсивную палитру, грубые мазки и брутальные формы. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно художники из России совпадали в своих творческих поисках с французскими фовистами, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в легендарных коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова. 

Разделы экспозиции продемонстрируют, как по-разному художники в России трактовали идеи европейских живописцев: от упрощенных форм неопримитивистов Давида Бурлюка, Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой до символистских образов Марка Шагала, Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна. Посетители также узнают, какое впечатление новое французское искусство произвело на публику в Москве и Санкт-Петербурге.

Кураторы:
Юлия Петрова — директор Музея русского импрессионизма.

Илья Доронченков — заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина по научной работе, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Вера Рябинина — сотрудник выставочного отдела Музея русского импрессионизма.


Выставка к 170-летию со дня рождения Владимира Гиляровского
16 октября 2025 — 25 января 2026

В октябре музей приглашает в путешествие по Москве с «королем репортеров» Владимиром Гиляровским. От провинциального купеческого города 1880-х до динамично развивающейся столицы 1930-х — такой ее видел журналист и писатель, такой ее увидят и посетители выставки на работах Ильи Репина и Василия Кандинского, Константина Коровина и Наталии Гончаровой и других мастеров. Художественную часть дополнят предметы технического прогресса — свидетели эпохи.

Может показаться, что Владимир Гиляровский прожил несколько жизней. В юности он успел поработать бурлаком на Волге, объезжал лошадей в Донских степях, изучал цирковое искусство и даже выступал на театральных подмостках. Позже о знаменитом москвиче рассказывали в своих воспоминаниях известные писатели, а ведущие художники писали его портреты. Один из самых известных образов кисти Сергея Малютина будет представлен на выставке в Музее русского импрессионизма.

Второй героиней выставки станет стремительно меняющаяся Москва конца XIX — первой трети XX века. Собранные в экспозиции произведения Алексея Боголюбова, Марии Якунчиковой, Константина Юона, Ильи Машкова, Николая Сапунова, Роберта Фалька и других мастеров помогут составить образы «Москвы и москвичей», которых знал и любил Владимир Гиляровский. Погрузиться в атмосферу города помогут изобретенные в это время телефон Белла, фонограф Эдисона, телеграфный аппарат Шиллинга, а также фотоаппарат Кодак, с которым не расставался автор сенсационных репортажей. 

Куратор: Анастасия Винокурова — ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Все выставки будут сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также включать в себя инклюзивные мероприятия.

×