ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН МУЗЕЯ НА 2025 ГОД
2 декабря 2024
Музей русского импрессионизма готовится к юбилейному для себя 2026 году, но и в наступающем сезоне планирует привлечь внимание зрителей тремя не уступающими один другому проектами. Первый из них будет посвящен русскому импрессионизму — ключевому для музея художественному явлению, о котором в последние годы говорят всё больше. Летняя выставка объединит произведения знаменитых на весь мир французских фовистов и русских «бунтарей»-экспериментаторов. Третья экспозиция будет посвящена Москве и ее певцу и знатоку Владимиру Гиляровскому.
До 26 января на выставке «Новое общество художников» посетители могут увидеть работы Бориса Кустодиева, Ольги Делла-Вос-Кардовской, Алексея Щусева и других участников одноименного творческого объединения Серебряного века.
«Изображая воздух. Русский импрессионизм»
14 февраля — 1 июня
С 14 февраля по 1 июня на трех этажах футуристического здания-цилиндра развернется масштабная экспозиция русского импрессионизма. Ставший основным методом для одних и кратковременным увлечением для других импрессионизм закрепил право художников на живописные эксперименты. Посетители увидят работы мастеров, с именами которых традиционно ассоциируется наполненная светом и воздухом живопись, — Константина Коровина, Станислава Жуковского, Константина Горбатова и Игоря Грабаря, а также откроют для себя малоизвестных авторов: Дмитрия Щербиновского, Арнольда Лаховского и Серафиму Блонскую.
Во второй половине XIX века в стремлении «освободить» руку художники активно обращались к европейским течениям. Из пенсионерских путешествий по Франции Илья Репин и Василий Поленов привезли написанные на пленэре этюды, а позже знакомили с приемами новой живописи будущие поколения художников, среди которых Константин Коровин, Валентин Серов и Абрам Архипов.
Сегодня термин «русский импрессионизм» утвердился в отечественном искусствознании: ведущие специалисты и учреждения не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и за пределами столичных регионов посвящают проекты этому течению, хотя еще в дни открытия музея оно вызывало споры среди искусствоведов и зрителей. В экспозиции произведения 70 разных мастеров от Ильи Репина, Сергея Виноградова и Абрама Архипова до Петра Кончаловского и Ильи Машкова, как отдельные мазки, соберутся в единую картину и позволят составить цельное представление о направлении и его национальных особенностях. Разделы выставки расскажут об интересе художников к эффектам мерцания, о сюжетах из повседневной жизни и об особом колорите, вылившемся в так называемый «черный импрессионизм». Отдельно будут представлены живописные этюды, которые импрессионисты впервые приравняли к самостоятельному произведению.
На всех этажах музея посетители увидят почти 160 произведений из 77 частных и государственных собраний со всей страны от Калининграда до Владивостока и Хабаровска: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.
Проследить, какое отражение заложенные импрессионистами традиции находят в творчестве современных мастеров, позволит инсталляция Ирины Кориной, созданная специально для проекта.
Куратор: Наталья Свиридова — главный хранитель Музея русского импрессионизма.
Выставка работ русских и французских фовистов
19 июня — 28 сентября
Летом Музей русского импрессионизма вместе с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина покажет посетителям «дикие», фовистские работы европейских и русских мастеров начала XX века. В экспозиции полотна Анри Матисса, Андре Дерена, Альбера Марке встретятся с произведениями экспериментаторов, менявших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Николая Кульбина, Алексея Явленского и других.
«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года, которые бросили вызов художественным традициям и выбрали интенсивную палитру, грубые мазки и брутальные формы. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно художники из России совпадали в своих творческих поисках с французскими фовистами, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в легендарных коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Разделы экспозиции продемонстрируют, как по-разному художники в России трактовали идеи европейских живописцев: от упрощенных форм неопримитивистов Давида Бурлюка, Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой до символистских образов Марка Шагала, Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна. Посетители также узнают, какое впечатление новое французское искусство произвело на публику в Москве и Санкт-Петербурге.
Кураторы:
Юлия Петрова — директор Музея русского импрессионизма.
Илья Доронченков — заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина по научной работе, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Вера Рябинина — сотрудник выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Выставка к 170-летию со дня рождения Владимира Гиляровского
16 октября 2025 — 25 января 2026
В октябре музей приглашает в путешествие по Москве с «королем репортеров» Владимиром Гиляровским. От провинциального купеческого города 1880-х до динамично развивающейся столицы 1930-х — такой ее видел журналист и писатель, такой ее увидят и посетители выставки на работах Ильи Репина и Василия Кандинского, Константина Коровина и Наталии Гончаровой и других мастеров. Художественную часть дополнят предметы технического прогресса — свидетели эпохи.
Может показаться, что Владимир Гиляровский прожил несколько жизней. В юности он успел поработать бурлаком на Волге, объезжал лошадей в Донских степях, изучал цирковое искусство и даже выступал на театральных подмостках. Позже о знаменитом москвиче рассказывали в своих воспоминаниях известные писатели, а ведущие художники писали его портреты. Один из самых известных образов кисти Сергея Малютина будет представлен на выставке в Музее русского импрессионизма.
Второй героиней выставки станет стремительно меняющаяся Москва конца XIX — первой трети XX века. Собранные в экспозиции произведения Алексея Боголюбова, Марии Якунчиковой, Константина Юона, Ильи Машкова, Николая Сапунова, Роберта Фалька и других мастеров помогут составить образы «Москвы и москвичей», которых знал и любил Владимир Гиляровский. Погрузиться в атмосферу города помогут изобретенные в это время телефон Белла, фонограф Эдисона, телеграфный аппарат Шиллинга, а также фотоаппарат Кодак, с которым не расставался автор сенсационных репортажей.
Куратор: Анастасия Винокурова — ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Все выставки будут сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также включать в себя инклюзивные мероприятия.