Выставки — 2019!
10 января 2019
Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова:
«Музею русского импрессионизма всего два с половиной года. Все знают, что у детей время тянется гораздо медленнее, чем у взрослых. Каждый день вмещает массу событий, многому можно успеть научиться, столько нового увидеть и полюбить. Так и у нас, совсем юного музея, за год произошло столько всего, что, оглядываясь назад, я с трудом верю в это сама.
Оказывается, всего год назад мы показывали москвичам живопись Михаила Шемякина — не нашего современника, нет, а импрессиониста первой трети XX века, «совсем другого художника». Выставка так и называлась.
Затем прошла самая успешная в нашей короткой пока истории выставка «Жены». Мы собрали на ней портреты спутниц и муз лучших русских мастеров: Серова, Кустодиева, Репина, Петрова-Водкина, Нестерова, Грабаря и других. О каждой из женщин рассказывали историю: я вообще убеждена, что истории — это и есть то, за чем люди сегодня приходят на выставки. Каждая хорошая экспозиция должна сложить сюжет, тогда ее герои оживут, станут интересными и запомнятся. Именно поэтому каждый наш выставочный проект сопровождается лекциями, мастер-классами, творческими встречами, концертами, спектаклями.
За год — более 350 различных мероприятий. Мы придумали, как позволить зрителю потрогать живопись без ущерба для нее, дополнили живописную экспозицию музыкой, шумами и ароматами. Современный музей не боится экспериментов. К ним нас подталкивают сами герои выставок: летом мы показывали редкие импрессионистские полотна мастеров знаменитого на весь мир русского авангарда. Сейчас и до конца января в наших стенах футурист, буян, ниспровергатель основ, хулиган Давид Бурлюк».
Что приготовил Музей русского импрессионизма для зрителей в 2019 году? Впереди у нас три выставки-блокбастера!
13 ФЕВРАЛЯ — 19 МАЯ: НИКОЛАЙ МЕЩЕРИН. ВЫХОД ИЗ СУЕТЫ
В 1890-х годах Клод Моне пишет серию из 30 картин, на каждой изображен Руанский собор в разное время суток. Мастер стремится поймать ускользающий свет, показать его изменяющуюся природу, продемонстрировать, что не только предмет, но и эффекты влияют на наше восприятие и настроение картины.
Практически теми же самыми опытами – поиском света и цвета – увлечен несколько лет спустя в имении Дугино Николай Мещерин. Художник ведет подробный дневник, где делает записи своих наблюдений. Он пишет серии этюдов на закате и рассвете. Впервые собранная вместе серия этюдов будет представлена на выставке.
В 1890-х годах импрессионист Эдгар Дега свое увлечение фотографией сочетает с живописью. Фотография становится важным этапом в поиске более свежей и необычной композиции для его полотен.
Богатый наследник Николай Мещерин тоже мог позволить себе во многом еще диковинное для России увлечение – любительскую фотографию. До сегодняшнего дня дошло 48 подлинных отпечатков. Снимки были сделаны художником в Дугине и окрестностях усадьбы в 1886-1887 годах. Изображения пейзажей, сцен охоты, групповых портретов родных и близких Мещерина были переданы Государственной Третьяковской галерее реставратором Николаем Гагманом более десяти лет назад и до этого момента хранились в запасниках.
4 ИЮНЯ — 24 СЕНТЯБРЯ: П. БЕНЬКОВ И Н. ФЕШИН
Начало XX века, Казань. В художественном училище встречаются два талантливых студента – Павел Беньков и Николай Фешин. Они становятся друзьями, оба успешно оканчивают училище, вместе едут в Петербург, поступают там в Академию художеств. После учебы в Академии оба возвращаются в Казань, начинают уже сами преподавать в том же училище, которое окончили. Вокруг них формируются кружки, все студенты училища делятся теперь на "беньковцев" и "фешинцев".
Далее революция, вслед за ней гражданская война, тяжелое время. Николай Фешин принимает решение эмигрировать в Соединенные Штаты. Накануне отъезда у него случается спор с Беньковым, который восклицает:
– Ты пропадешь там!
– А ты пропадешь здесь, – отвечает Фешин.
Вокруг этого спора и дальнейших судеб героев построена драматургия выставки в Музее русского импрессионизма. В той или иной мере вопрос «Уехать или остаться?» стоит в это время перед всей интеллигенцией, это вопрос глобальный. На примере двух художников с очень схожим стартом мы сможем увидеть, что вышло в первом и во втором случае. Выставка не даст однозначно верного ответа. Зритель примет решение сам.
10 ОКТЯБРЯ — 26 ЯНВАРЯ: ИСПАНСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
Самым популярным живописным движением во второй половине 19 века, несомненно, был импрессионизм. Возникнув во Франции, импрессионизм постепенно был освоен во всех странах мира.
Но, пожалуй, наибольшее влияние французский импрессионизм оказал на испанских художников. Они предпочитали яркую, сочную палитру, чтобы передать всю
красоту южной природы – красочные тени размашистых деревьев, белые блики солнечных рефлексов и переливы морской воды. Испанский импрессионизм вырастает из классического живописного наследия, в нем чествуется связь с традициями искусства XVII века в лице Веласкеса и искусства XVIII века в лице Гойи.
На выставке будут представлены работы художников: Хоакина Сорольи, Рамона Касаса, Дарио де Регойоса, Мариана Пиделасерра, Игнасио Майоля, Сантьяго Русиньйоля, Рикардо Канальса, Игнасио Зулоага, Хоакима Мира, Пере Исерна. Картины предоставляют на экспонирование 14 основных музеев страны: Национальный музей искусства Каталонии, музей Монтсеррат, Дом-музей Хоакина Сорольи, Музей изобразительных искусств Бильбао и др.
2019 год будет насыщенным и интересным!