«Искусство в эвакуации» - Новости - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.
Новости

«Искусство в эвакуации»

6 июня 2018

С 30 мая по 19 сентября 2018 года Музей русского импрессионизма в рамках постоянной экспозиции представляет работы из коллекции Некоммерческой организации «Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани».

В окружении жизнерадостных пленэрных пейзажей и этюдов из собрания Музея русского импрессионизма предстанут произведения Роберта Фалька, Сергея Герасимова и Николая Ульянова, созданные во время Великой Отечественной войны в эвакуации. В Самарканд были вывезены художественные вузы Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова. Вдали от центра, от контролирующих органов и начальства, многие художники вместе с учениками снова увлеклись формальными поисками. Попав в новую природную и культурную среду, живописцы обращали внимание на восточную архитектуру и прикладное искусство, писали колоритных местных жителей и культивировали пленэр. Так в советском искусстве сложился неповторимый сказочный и завораживающий образ Самарканда.

Искусство ради искусства пусть ненадолго, но было возможно. Одна из учениц Роберта Фалька Валентина Диффинэ-Кристи, работы которой представлены в постоянной экспозиции музея, столь глубоко впитала свободный настрой, что всю жизнь так и руководствовалась принципом «чистого искусства», сознательно оставаясь в тени соцреализма. 

Пейзаж Роберта Фалька «Улица в Самарканде» был написан уже в 1943 году перед отъездом художника в Москву. Фальк запечатлел естественность, неспешность местной жизни, сложный цветовой облик природы и города, где небо, по словам художника, часто материальнее земли. 

Значимый след Самарканд оставил и в творчестве Сергея Герасимова, художника, которого часто именуют советским импрессионистом. Лирический пейзаж, этюд стали важной частью его многообразного наследия. «Самарканд. Старый город» — один из таких этюдов, выполненный уверенным мазком. Он наполнен светом и чувством пространства, и потому способен выдержать соседство с форматной картиной.

Вторит по настроению работе Фалька и пейзаж кисти Николая Ульянова «У хау́за». Он много где побывал в период эвакуации — в Нальчике, в Тбилиси и лишь потом приехал преподавать в Самарканд. Известный как реалист, здесь художник, оставляя задачи подробного рисунка, увлекается цветовым корпусным мазком, вылепливая серебристые оттенки города в тени широкой зеленой кроны деревьев. Интерес к цвету здесь первостепенен, а сюжетная линия уличной сцены с местными жителями оживляет пейзаж.

Самарканд в период эвакуации стал для многих художников не только испытанием с бытовыми лишениями, голодом, болезнями, но и периодом живописных экспериментов. Работы, любезно предоставленные на экспонирование Фондом Марджани, показывают, как Самарканд привнес в советскую пленэрную живопись новые черты и краски, дал глоток творческой свободы, выраженной по-импрессионистически.

 

Николай Ульянов. У хауза. 1940-е

×