«Искусство в эвакуации» - Новости - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Уважаемые посетители, билеты на 16 февраля закончились. Рекомендуем заранее приобретать билеты на другие дни на сайте. 
Обратите внимание: если билетов нет на сайте, их не будет и в кассе музея.

Новости

«Искусство в эвакуации»

6 июня 2018

С 30 мая по 19 сентября 2018 года Музей русского импрессионизма в рамках постоянной экспозиции представляет работы из коллекции Некоммерческой организации «Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани».

В окружении жизнерадостных пленэрных пейзажей и этюдов из собрания Музея русского импрессионизма предстанут произведения Роберта Фалька, Сергея Герасимова и Николая Ульянова, созданные во время Великой Отечественной войны в эвакуации. В Самарканд были вывезены художественные вузы Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова. Вдали от центра, от контролирующих органов и начальства, многие художники вместе с учениками снова увлеклись формальными поисками. Попав в новую природную и культурную среду, живописцы обращали внимание на восточную архитектуру и прикладное искусство, писали колоритных местных жителей и культивировали пленэр. Так в советском искусстве сложился неповторимый сказочный и завораживающий образ Самарканда.

Искусство ради искусства пусть ненадолго, но было возможно. Одна из учениц Роберта Фалька Валентина Диффинэ-Кристи, работы которой представлены в постоянной экспозиции музея, столь глубоко впитала свободный настрой, что всю жизнь так и руководствовалась принципом «чистого искусства», сознательно оставаясь в тени соцреализма. 

Пейзаж Роберта Фалька «Улица в Самарканде» был написан уже в 1943 году перед отъездом художника в Москву. Фальк запечатлел естественность, неспешность местной жизни, сложный цветовой облик природы и города, где небо, по словам художника, часто материальнее земли. 

Значимый след Самарканд оставил и в творчестве Сергея Герасимова, художника, которого часто именуют советским импрессионистом. Лирический пейзаж, этюд стали важной частью его многообразного наследия. «Самарканд. Старый город» — один из таких этюдов, выполненный уверенным мазком. Он наполнен светом и чувством пространства, и потому способен выдержать соседство с форматной картиной.

Вторит по настроению работе Фалька и пейзаж кисти Николая Ульянова «У хау́за». Он много где побывал в период эвакуации — в Нальчике, в Тбилиси и лишь потом приехал преподавать в Самарканд. Известный как реалист, здесь художник, оставляя задачи подробного рисунка, увлекается цветовым корпусным мазком, вылепливая серебристые оттенки города в тени широкой зеленой кроны деревьев. Интерес к цвету здесь первостепенен, а сюжетная линия уличной сцены с местными жителями оживляет пейзаж.

Самарканд в период эвакуации стал для многих художников не только испытанием с бытовыми лишениями, голодом, болезнями, но и периодом живописных экспериментов. Работы, любезно предоставленные на экспонирование Фондом Марджани, показывают, как Самарканд привнес в советскую пленэрную живопись новые черты и краски, дал глоток творческой свободы, выраженной по-импрессионистически.

 

Николай Ульянов. У хауза. 1940-е

×