Константин Коровин и Валентин Серов
9 сентября - 31 марта
Музей русского импрессионизма в рамках проекта «Русский импрессионизм из региональных музеев» представляет произведения Константина Коровина «Ялта ночью» 1905 года и «У окна» 1919 года, а также этюд кисти Валентина Серова «К.А. Коровин на этюдах» 1891 года. Произведения предоставлены Нижегородским государственным художественным музеем и будут экспонироваться в Музее русского импрессионизма с 9 сентября 2020 по 31 марта 2021 года.
Константина Коровина признают главным импрессионистом в истории русского искусства рубежа XIX-XX веков. Это художник, который посвятил всю свою жизнь и творчество новому стилю в живописи. Импрессионизм очень подходил к его характеру, мировосприятию. Прирожденный художник-колорист, он сам признавался не раз, что видит не предметы, окружающие его, а цветовые пятна. Александр Бенуа писал: «Когда появились на Передвижных выставках первые картины К. Коровина, все у нас были еще так далеки от требований чисто живописных красочных впечатлений, что публика мучительно ломала себе голову, добиваясь разгадать «дикие» намерения художника…» Признание к Коровину пришло в начале 1900-х годов. В 1905 году он во второй раз поехал в Крым, где создал серию прекрасных пейзажей, к числу которых относится и «Ялта ночью» 1905 года. Любовь к вечернему городскому пейзажу и характерному для него обилию цветовых и световых контрастов, глубоких тонов отличает творчество Коровина от родоначальников импрессионизма, французских художников.
Картина «У окна» 1919 года относится к тому периоду, когда художник жил в Островно на берегу озера Удомля в Тверской губернии, вероятнее всего там и была написана картина. В Островно художник был вынужден переехать, так как жить на любимой даче в Охотине в послереволюционной России было уже небезопасно.
Интерьеры комнат у Коровина по обыкновению были фрагментарны, он ограничивался небольшим пространством около окна, будь то мастерская в Охотине или комната дачи под Гурзуфом в Крыму, а в обобщенных фигурах людей в интерьерах редко можно узнать конкретного человека. Благодаря камерности композиций художнику удавалось убедительно передать атмосферу уюта и скрыть незначительные, мелкие, по мнению художника, детали за широкими яркими цветовыми мазками.
Современники Коровина в воспоминаниях дружно оставляли ему характеристику как человеку крайне неусидчивому, противоречивому, неряшливому и поэтому тем сильнее удивлялись их дружбе с Валентином Серовым, который представлял собой полную противоположность и по темпераменту, и по основным принципам творчества. Его дочь Ольга Серова писала: «Коровин и папа были очень дружны. Папа любил Коровина нежно, в особенности в молодости, любил и ценил его исключительное живописное дарование и прощал ему многое, что другому бы не простил». Этюд, на котором Валентин Серов запечатлел друга за работой, был написан осенью 1891 года. В то время Серов написал и самый известный портрет Константина Коровина в мастерской, который хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее. Еще через три года, летом 1894, Коровин и Серов совершат путешествие по Русскому Северу, где оба создадут прекрасные пейзажи.
Для контекста истории русского искусства сложно переоценить значимость данных произведений из коллекции Нижегородского государственного художественного музея. Музей был основан в 1894 году. Сейчас он является одним из старейших региональных музеев в России, а его коллекция насчитывает более 12 000 произведений русского, западноевропейского и восточного искусства.