Спецпроект «Бродский и Костанди» - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
До 24 октября музей закрыт на смену экспозиции.
Готовимся к выставке «Новое общество художников».  
Временная экспозиция

Спецпроект «Бродский и Костанди»

5 июня - 24 сентября

Музей русского импрессионизма продолжает знакомить посетителей с яркими примерами импрессионизма в русской живописи рубежа XIX-XX веков. В рамках спецпроекта «Бродский и Костанди. Из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств» (РАХ) с 5 июня до 24 сентября 2019 года в постоянной экспозиции музея экспонируются картины «Гуси» 1911 года кисти Кириака Костанди и «Портрет Л.Д. Бурлюк», написанный его учеником Исааком Бродским в 1906 году.

В разговоре об импрессионизме в русском искусстве невозможно обойти имя Кириака Костанди. Он был одним из первых последовательных проповедников культуры пленэрной живописи. На протяжении долгой педагогической работы в Одесском художественном училище прививал ученикам ценность колорита, умение видеть красоту в простом, в повседневном. Павел Чистяков отмечал: «Костанди, судя по его ученикам, приезжающим в Академию, учит их беседовать с природой, открывает им тайну ее очарования и тонко истолковывает ее сущность».

Полотно «Гуси» – это пример картины-настроения, когда художник поэтизирует простой сюжет, на первое место выходит любование переливчатым светом наступающих летних сумерек. Костанди был прирожденным колористом, тонко чувствующим нюансы оттенков цвета. Не случайно Илья Репин называл его живопись «бриллиантами».

Эта картина многие годы принадлежала известному советскому художнику-реалисту Исааку Бродскому. За свою жизнь он собрал превосходную коллекцию русской и европейской живописи.  Ступенью к поступлению в Академию художеств в Санкт-Петербург для Бродского стало обучение в Одесском училище, и он с большой благодарностью отзывался в последствии о Костанди. Бродский во много раз превзошел в известности учителя, став одним из главных представителей реалистического направления в советской живописи. Живопись Бродского отличает сдержанная цветовая гамма, даже монохромность, где тонкий рисунок и линия играют первостепенное значение. Сам Бродский свою манеру называл «ажур» и нашел свой стиль довольно рано, еще в студенческие годы.

Ранние произведения художника отличает более яркая красочная палитра, смелый живописный мазок. Пример тому – потрет молодой художницы Людмилы Бурлюк. Художник запечатлел ее в то время, когда гостил в Козырщине у родителей своего сокурсника, брата Людмилы – Давида Бурлюка. Они много работали на пленэре, и Бродский просто не мог не увлечься импрессионистическими приемами, временно оставив ажурную манеру. Портрет был написан в одной из зал господского дома в Козырщине, где отец Давида Бурлюка занимал место управляющего. В глубине изображенной залы между зачехленными креслами сохнет холст, на котором различим пейзаж с видом на усадьбу, исполненный в пуантилистической манере. Вероятно, это работа самой Людмилы, пейзажи которой часто сравнивали с французским импрессионистом Камилем Писсаро. Необычный ракурс портретируемой, фрагментарность композиции, подчеркивающая некую случайность зафиксированной сцены, – очевидное свидетельство того, что Бродский был хорошо знаком с приемами импрессионизма и с успехом ими пользовался. По всей видимости, Бродский ценил эту свою работу.

Как и картина «Гуси» Кириака Костанди, работа «Портрет Л.Д. Бурлюк» Исаака Бродского находится в постоянной экспозиции музея-квартиры И. Бродского, филиала Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств в Санкт-Петербурге.

Временное присутствие картин в Музее русского импрессионизма особенно ценно. Научно-исследовательский музей при РАХ – один из старейших музеев в России. Он сформировался еще в середине XVIII века одновременно с Императорской Академией художеств, и по существу он стал первым публичным художественным музеем страны. Из музея методического, выполняющего учебные функции, он постепенно превратился в научно-исследовательский. Сегодня Музей при РАХ занимает значительную часть центральных помещений академии, а в его фондовом собрании находятся произведения, дающие представление обо всей истории русской академической школы – от ее зарождения до наших дней.

×