Николай Фешин
4 октября - 27 января
Музей русского импрессионизма представляет «Портрет Маруси Бурлюк» Николая Фешина в рамках проекта «Русский импрессионизм из региональных музеев». Полотно любезно предоставил Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. Именно здесь находится крупнейшая и лучшая в России коллекция произведений художника.
Николая Ивановича Фешина называют самым знаменитым русским импрессионистом. Виртуоз карандаша и кисти, скульптор, дизайнер, театральный художник — он был универсальным мастером модерна, но особое место в его творчестве занимает портрет. Не только уроки Ильи Репина в Академии художеств, но и эстетика модерна, импрессионизм поздних передвижников и нарождающийся экспрессионизм соединились в крайне индивидуальной манере молодого художника.
В 1923 году Фешин с семьей эмигрировал в США. На родину он больше не вернулся. Именно отъезд стал причиной того, что художник надолго выпал из поля зрения российского зрителя, и до сих пор в России он известен не так, как того заслуживает.
В Америке для Фешина, так никогда и не выучившего толком английского, было крайне важно общение с соотечественниками. Картина «Портрет Маруси Бурлюк» написана вскоре по приезде в новую страну. Модель этого портрета — Мария Бурлюк, жена художника Давида Бурлюка, его вечная муза, «правая рука», соратница и панегирист. Давид Бурлюк, с которым Фешин был шапочно знаком в России, помог Николаю Ивановичу влиться в американскую богему, знакомил с покровителями искусств, привлекал к участию в выставках русского искусства.
Портрет гостит в Музее параллельно с ретроспективной выставкой Давида Бурлюка. Его присутствие не только дает возможность сравнить портреты Марии Бурлюк, написанные её мужем, с совершенно иной по стилистике работой Фешина, но и предвосхищает новую временную экспозицию, которая откроется летом 2019 года. Выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин» предложит зрителю осмыслить тяжелый выбор художника в ситуации разрухи и голода времен гражданской войны: уехать или остаться?