Надевающая чулок, 1912
Александр Терентьевич Матвеев
Гипс
90X46X68
Александр Матвеев после завершения учебы в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, отправляется в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где поступает в мастерскую импрессиониста Паоло Трубецкого. Из всех мастеров саратовской плеяды Матвеев единственный выбрал скульптуру, а не живопись, и сформировал свою собственную пластическую манеру. Ее сложению способствовало самостоятельное изучение художником наследия античности и Возрождения, барокко и классицизма, а также учеба в частных студиях Парижа на стипендию имени художницы Елены Поленовой.
Авторский стиль Матвеева сложился к концу 1900-х годов — его характерными чертами стали емкость и выразительность образов при лаконичности изобразительных средств, монументальность даже станковых вещей, интерес к естественному телу и состояниям отрешенности и сна. В 1910 году Матвеев создает одну из самых известных своих скульптур — каменное надгробие для своего учителя Виктора Борисова-Мусатова в виде фигуры заснувшего вечным сном юноши.
Одним из любимых жанров скульптора становится ню: обнаженные фигуры исполнялись им в камне, дереве, бронзе, терракоте и даже фарфоре. Образ надевающей чулок натурщицы создавался Матвеевым для садово-паркового ансамбля в Новом Кучук-Кое в Крыму, ныне утраченного. С уцелевших образцов матвеевских скульптур, которые хранятся в фондах Русского музея, уже после смерти автора были выполнены гипсовые отливки.