
Портрет Марии Андриевской, 1911
Александр Иванович Савинов
Дерево, масло, графитный карандаш
35.5X30
В начале 1911 года Александр Савинов возвращается в Петербург из Италии и начинает работать над частными заказами на портреты. Местонахождение большого портрета Марии Андриевской, исполненного в этом же году, к сожалению, неизвестно. Однако мы можем составить представление о нем благодаря сохранившемуся в фондах Русского музея этюду головы модели — шестнадцатилетней Марии (Маруни, как ее звали в семье).
«Девушка из аристократического семейства» — так именовал ее Савинов в письме супруге — была дочерью Владимира Андриевского, государственного деятеля, действительного статского советника, члена Государственного совета, и Веры Андриевской (в девичестве Олив). Александр Савинов в том же письме сообщает супруге детали работы над данным заказом: «портрет мне заказали за 600 рублей, так вот сегодня я уже был там, скомпоновал приблизительно в голове из имеющейся обстановки, познакомился со всеми и в понедельник приступаю к работе. Только не нравится мне это барство: лакеи, швейцары и прочее. Я полагаю, что безобразнее трудно устроиться, право. Ну, да все равно, люди они, кажется, хорошие и простые. Кстати, когда я был там, приехал Серов, но нас изолировали друг от друга. Я с дочкой в одной комнате, Серов с матушкой в другой (он ее рисует). А в комнате моей шестнадцатилетней модели приютилась Антонова со своим этюдом. Словом, пишем. И бедный хозяин дома руками машет в отчаянии от избытка искусства».