Автопортрет, 1920
Варвара Федоровна Степанова
Фанера, масло
71X52
Русские авангардисты-конструктивисты Александр Родченко и Варвара Степанова познакомились во время учебы в Казанской художественной школе. Они прошли путь от импрессионистический школы Николая Фешина до увлечения кубофутуризмом; стали первооткрывателями конструктивизма и вплотную подошли к абстракции, обосновав собственную систему нефигуративного искусства — беспредметность.
Родченко и Степанова написали автопортреты в 1920 году — эти работы стали подытогом их творческих поисков в станковой живописи. Такие образы — максимально обобщенные, огрубленные и геометризованные — не были типичны для данного жанра: они лишены портретного сходства и психологических характеристик. При этом родченковская работа решена в традиционном «мужском» синем тоне, а степановская — в розовом и желтом цветах. Широкие контрастные цветовые плоскости, линии и красочные фактуры автопортретов иллюстрируют взгляды художников на искусство. Так, Родченко утверждал, что понятие колорита вредно для живописи, а «единство формы и цвета даст тупость картине».
Вскоре, в 1921 году, на выставке «5 × 5 = 25» вместе с Александрой Экстер, Любовью Поповой и Александром Весниным они объявили о завершении занятий станковой живописью и переходе в производственное искусство. Степанова будет много заниматься рисунком по тканям и прозодеждой, Родченко — мебелью, предметным дизайном, рекламным плакатом, фотографией.