Автопортрет - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

С 3 по 19 июня музей закрыт на смену экспозиции.
Встречаемся с 20 июня на выставке «Журнал красивой жизни»

 

Автопортрет, 1920

Варвара Федоровна Степанова

Фанера, масло
71X52

Русские авангардисты-конструктивисты Александр Родченко и Варвара Степанова познакомились во время учебы в Казанской художественной школе. Они прошли путь от импрессионистический школы Николая Фешина до увлечения кубофутуризмом; стали первооткрывателями конструктивизма и вплотную подошли к абстракции, обосновав собственную систему нефигуративного искусства — беспредметность.

Родченко и Степанова написали автопортреты в 1920 году — эти работы стали подытогом их творческих поисков в станковой живописи. Такие образы — максимально обобщенные, огрубленные и геометризованные — не были типичны для данного жанра: они лишены портретного сходства и психологических характеристик. При этом родченковская работа решена в традиционном «мужском» синем тоне, а степановская — в розовом и желтом цветах. Широкие контрастные цветовые плоскости, линии и красочные фактуры автопортретов иллюстрируют взгляды художников на искусство. Так, Родченко утверждал, что понятие колорита вредно для живописи, а «единство формы и цвета даст тупость картине».

Вскоре, в 1921 году, на выставке «5 × 5 = 25» вместе с Александрой Экстер, Любовью Поповой и Александром Весниным они объявили о завершении занятий станковой живописью и переходе в производственное искусство. Степанова будет много заниматься рисунком по тканям и прозодеждой, Родченко — мебелью, предметным дизайном, рекламным плакатом, фотографией.

 

×