Тревожно. Автопортрет с Александрой Платуновой - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

С 3 по 19 июня музей закрыт на смену экспозиции.
Встречаемся с 20 июня на выставке «Журнал красивой жизни»

 

Тревожно. Автопортрет с Александрой Платуновой, 1937

Константин Константинович Чеботарёв

Бумага на картоне, масло
65.5X50

Картину «Тревожно. Автопортрет с женой» Константин Чеботарёв написал в 1930-е годы, наиболее сложные в творчестве художника. Все живописные работы в это время он создает «для себя»: его «формалистские» полотна не выставляются. Как представителя левого искусства Чеботарёва не принимают в Московское отделение Союза художников РСФСР. 

В 1914 году сильное впечатление на Чеботарёва произвели выступления в Казани русских футуристов: Владимира Маяковского, Василия Каменского и Давида Бурлюка. Художник пройдет путь увлечения модерном, пуантилизмом, символизмом, экспрессионизмом, отчасти конструктивизмом, а в поздние годы в графике будет работать в духе советского ар-деко.

Работа «Тревожно. Автопортрет с женой» написана в экспериментальной изобразительной манере — сочетании лучизма Михаила Ларионова и реализма. Чеботарёв считал, что так раскрывается «нужное умение рисовать». В своем почти силуэтном портрете Чеботарёв подчеркивает образ живописца; сам он писал, что «умереть все-таки лучше, чем перестать быть художником». Образ супруги, художницы Александры Платуновой, тоже не случаен в композиции автопортрета. В 1930–1940-е годы она будет главной моделью и вдохновением, центром его жизни. Он будет писать ее за шитьем, за работой в саду, склонившейся с резцом над новой гравюрой, за мольбертом… Оба художника прошли путь долгого забвения — их совместная выставка состоялась только в 1967 году в Казани.

Импрессионистический «Портрет Константина Чеботарёва» 1910-х годов кисти Надежды Сапожниковой также связан с ранним периодом жизни художника в Казани. Художница, учившаяся у Николая Фешина и стажировавшаяся у Кеса ван Донгена во Франции, пишет молодого Чеботарёва в своей студии на фоне картин и яркой цветастой драпировки, которую можно обнаружить в работах многих фешинских учеников тех лет. 

 

×