Автопортрет с завязанным ухом - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Уважаемые посетители, билеты на 16 февраля закончились. Рекомендуем заранее приобретать билеты на другие дни на сайте. 
Обратите внимание: если билетов нет на сайте, их не будет и в кассе музея.

Автопортрет с завязанным ухом, 1921

Роберт Рафаилович Фальк

Холст, масло
88X79

Среди более чем 30 автопортретов Роберта Фалька особенно выделяется «Автопортрет с завязанным ухом» 1921 года, известный также под названиями «Мужчина с наушниками» и «Зубная боль». Он был написан вскоре после того, как Фальк проходил лечение в санатории в Покровском-Стрешневе под Москвой — тогда психика художника из-за ряда житейских проблем значительно расшаталась. В 1919 году Фальк добивался развода с первой женой Елизаветой Потехиной, отвечал по уголовному делу о поджоге барского дома в бывшем имении ее дяди, совмещал занятия живописью с преподаванием во ВхутемАсе и работой в московской коллегии ИЗО НаркомпрОса. 

Мотив этой работы Фалька отсылает к знаменитому «Автопортрету с перевязанным ухом» Винсента Ван Гога, хотя известно, что русский художник большой любви к голландцу не испытывал. В своей автобиографии Фальк оставил такой комментарий: «Ван Гог, по существу был дилетантом, ничего не ‘умел’, но он так конкретно чувствовал и мыслил, что хотя и коряво, но очень конкретно выражал то, что хотел». 

 Помимо Фалька мы знаем и другие опыты обращения русских художников к этой картине Ван Гога: так, автопортрет с повязкой «Уполномоченный Самарского ВхутемАса» напишет Самуил АдливАнкин, похожий мотив встретится и у бубновалетцев Петра Кончаловского и Аристарха Лентулова. 

Сам Роберт Фальк позировать другим художникам не любил, и его портрет кисти Елизаветы Потехиной — редкость. Образ мужа исполнен Потехиной в неопримитивистской манере: Фальк здесь выглядит довольным и улыбающимся, каким редко представал на автопортретах.

 

×