Автопортрет с завязанным ухом - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

18 мая музей открыт с 14:00 до 23:00. Вход только по регистрации на мероприятия «Ночи музеев».

Автопортрет с завязанным ухом, 1921

Роберт Рафаилович Фальк

Холст, масло
88X79

Среди более чем 30 автопортретов Роберта Фалька особенно выделяется «Автопортрет с завязанным ухом» 1921 года, известный также под названиями «Мужчина с наушниками» и «Зубная боль». Он был написан вскоре после того, как Фальк проходил лечение в санатории в Покровском-Стрешневе под Москвой — тогда психика художника из-за ряда житейских проблем значительно расшаталась. В 1919 году Фальк добивался развода с первой женой Елизаветой Потехиной, отвечал по уголовному делу о поджоге барского дома в бывшем имении ее дяди, совмещал занятия живописью с преподаванием во ВхутемАсе и работой в московской коллегии ИЗО НаркомпрОса. 

Мотив этой работы Фалька отсылает к знаменитому «Автопортрету с перевязанным ухом» Винсента Ван Гога, хотя известно, что русский художник большой любви к голландцу не испытывал. В своей автобиографии Фальк оставил такой комментарий: «Ван Гог, по существу был дилетантом, ничего не ‘умел’, но он так конкретно чувствовал и мыслил, что хотя и коряво, но очень конкретно выражал то, что хотел». 

 Помимо Фалька мы знаем и другие опыты обращения русских художников к этой картине Ван Гога: так, автопортрет с повязкой «Уполномоченный Самарского ВхутемАса» напишет Самуил АдливАнкин, похожий мотив встретится и у бубновалетцев Петра Кончаловского и Аристарха Лентулова. 

Сам Роберт Фальк позировать другим художникам не любил, и его портрет кисти Елизаветы Потехиной — редкость. Образ мужа исполнен Потехиной в неопримитивистской манере: Фальк здесь выглядит довольным и улыбающимся, каким редко представал на автопортретах.

 

×