Композиция - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Композиция, 1915-1916

Алексей Алексеевич Моргунов

Холст, масло.
76X53

Яркий представитель русского авангарда Алексей Моргунов, друг и соратник Казимира Малевича, был внебрачным сыном известного живописца Алексея Саврасова, автора одной из хрестоматийных работ русской пейзажной школы «Грачи прилетели». Ученик Константина Коровина, Моргунов начинал с опытов в неоимпрессионистической манере, экспериментировал с примитивизмом и фовизмом. Свой ученический период Алексей Моргунов охарактеризовал так: «Изучение французов: Сезанна, Ван Гога, Матисса. Китайская живопись, персидская миниатюра, русский лубок, вывеска вызывали восторг… Разнообразный охват различных стилей и течений».

В 10–20-е годы Моргунов был последователем новейших течений, дружил с Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Владимиром Татлиным и другими авангардистами. В декабре 10-го неопримитивистские работы Моргунова были представлены на первой выставке объединения «Бубновый валет», для которого художник создал эмблему и плакат.

Московская мастерская Алексея Моргунова на Остоженке, 37, известная как «Моргуновка», в 10-е годы была центром притяжения авангардистов: здесь работали Владимир Татлин, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Александр Веснин, бывал и Казимир Малевич. В 14-м году на выставке «Бубнового валета» Моргунов представил кубистические работы, ставшие причиной скандала. Критик Яков Тугендхольд приравнял художника к «русским пикассистам» — последователям системы кубизма, созданной Пабло Пикассо. 

Двусторонняя картина Моргунова «Композиция» относится именно к этому яркому кубистическому периоду творчества художника. На «Первой футуристической выставке картин “Трамвай В”» 1915-го года были показаны 15 кубистских композиций Моргунова. Предположительно работа из фондов Слободского музея участвовала в экспозиции под названием «Гимназист» (№ 35). Эту гипотезу подтверждает портрет молодого человека в фуражке с черным козырьком, представленный в центре холста. Еще две важные детали располагаются на оборотной стороне картины — это изображение деревянной ложки в левом верхнем углу и буквы «В» в центре. Несомненно, ложка — это отсылка к излюбленному элементу эпатажа, который использовали Малевич и Моргунов. Как вспоминал художник Александр Осмёркин, «раскрашенное лицо Ларионова и Большакова, желтая кофта Маяковского, наклейки на картинах Лентулова, деревянные ложки вместо орхидей эстетов были только разновидностью раздражающей красной материи в сильных и ловких руках тореадоров левого искусства». По свидетельству очевидцев, устроители Первой футуристической выставки картин «Трамвай В» ходили с деревянными ложками в петлицах. Изображение буквы «В» отсылает к названию той самой первой футуристической выставки. Авангардисты нередко использовали в произведениях буквы, слова или их части, внося разнообразие в свои геометрические абстракции.

×