Две фигуры, 1920
Варвара Федоровна Степанова
Картон, масло.
44.6X28.2
В 1919–20-х годах Варвара Степанова создала большой цикл «Фигуры». Исследуя фигуру человека в движении, она показала универсальный и несколько механистичный тип силуэта, что было отражением конструктивистских открытий, сделанных совместно с Александром Родченко. Станковой живописью Степанова занималась только три года, вот почему работы этого периода являются большой редкостью. С абстрагированными фигурами художница создала также серию линогравюр, а Родченко воспроизводит подобные условные силуэты в двух циклах — в серии «Французская борьба» и эскизах костюмов к спектаклю по пьесе Алексея Гана «Мы». Внук Александра Родченко и Варвары Степановой, искусствовед Александр Лаврентьев отмечает: «Радикализм поисков подталкивает Родченко к минимальности средств выражения, а Степанову — к изобретению синтетических жанров: визуальной поэзии и экспрессивной абстрактно-фигуративной живописи».