Композиция с фигурами. Из серии «Воскрешение мертвых». - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

С 3 по 19 июня музей закрыт на смену экспозиции.
Встречаемся с 20 июня на выставке «Журнал красивой жизни»

 

Композиция с фигурами. Из серии «Воскрешение мертвых»., 1920

Василий Николаевич Чекрыгин

Бумага, графитный карандаш.
17.5X14

Василий Чекрыгин прожил недолгую жизнь: он трагически погиб в 25 лет, попав под поезд. Свое образование художник начинал в иконописной школе Киево-Печерской лавры и продолжил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Увлеченный идеями нового искусства, Чекрыгин включился в активную деятельность авангардистов, чему способствовала дружба с Владимиром Маяковским, Михаилом Ларионовым и Давидом Бурлюком. С последними он вскоре вступил в полемику, не принимая абстрактных форм — супрематизма и конструктивизма, презрительно называя их «кубиками и квадратиками». В собственной художественной системе Чекрыгин опирался на традиции фигуративного искусства. Виртуозный рисовальщик, своими «вечными спутниками» он называл Фидия, Андрея Рублёва, Леонардо да Винчи, Рембрандта и Тинторетто. При этом произведения Чекрыгина по композиционному построению, быстрой и импульсивной манере исполнения и, безусловно, силе и энергии, заключенной в образах, позволяют говорить о нем как об одном из ярких художников-экспрессионистов в русском искусстве. 

В 1920 году Чекрыгин знакомится с учением религиозного мыслителя Николая Фёдорова, философия Общего дела которого оказала влияние на Фёдора Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьёва. Своей христианской теорией Фёдоров утверждал единство человека и космического универсума, предрекая воскрешение предков. Мечтая написать огромную фреску «Воскрешение мертвых», Чекрыгин сделал несколько сотен графических эскизов прессованным углем. Многофигурные композиции, персонажи которых были представлены в резких ракурсах и эмоциональном напряжении с искаженными от крика лицами, создавались автором, по собственному признанию, в «исступленном» состоянии сознания. По мысли художника, процесс воскрешения происходит при воздействии лучей, которые «носят в себе образы существ живших, а потом умерших, образы разложенных на частицы тел, эти-то лучи, встречая частицы, воссоединяют изображенные газообразные молекулы атмосферы с твердыми на земле в живые тела».

×