Святая Троица - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
Музей работает по сеансам, рекомендуем покупать билеты заранее.
Обратите внимание, что температура в залах не превышает 20 ℃.  
Рекомендуем выбирать комфортную для таких условий одежду.

Святая Троица, 1918

Константин Константинович Чеботарёв

Бумага, карандаш, акварель.
50X53

Акварель «Троица» является редким примером иллюстрации православного догмата в творчестве Константина Чеботарёва, над которым художник начал работать в 1917 году, первоначально выполнив монохромный карандашный эскиз. В конце 1910-х годов Чеботарёв, выпускник Казанской художественной школы, был фактически лидером молодых художников-авангардистов Казани. К этому времени он полностью отошел от юношеского увлечения импрессионизмом и пуантилизмом, обратившись к стилю модерн и геометрической абстракции. Когда Чеботарёв приступил к работе над «Святой Троицей», он уже создал «Красную армию» — композицию, столь мощную по силе и выразительности, что она по праву считается одной из ключевых работ в творчестве художника.

По мнению Ольги Улемновой, «рисунки и акварели Чеботарёва из религиозной серии демонстрируют академическую основу творчества художника, отражают духовную рефлексию автора в переломную революционную эпоху и, возможно, вызваны тесным общением с отцом жены — известным в Вятской и Казанской губерниях художником-иконописцем Георгием Платуновым. 

Изображение Новозаветной Троицы (Бога Отца, Сына и Святого Духа) в окружении сонма серафимов на фоне радуги — редкий сюжет в православной иконографии. Догмат о Боге, едином в трех ипостасях, — достаточно сложный для понимания простыми верующими — трактовался отцами церкви с использованием аналогий из земного мира. Так, богослов Василий Великий обращался к образу небесной радуги: 

«И в многоцветности открывается единый лик — нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

×