Портрет Николая Петровича Гибнера. Кооператор - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Портрет Николая Петровича Гибнера. Кооператор, 1921

Сергей Васильевич Малютин

Фанера, масло
53X50.5

Сергей Малютин решил стать художником после посещения передвижной выставки в Воронеже: он оканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества, становится руководителем его портретно-жанрового класса (до этого его возглавлял Валентин Серов); пишет пейзажи, лирические жанровые сцены и картины на исторические сюжеты, работает как театральный декоратор и книжный иллюстратор. Создатель первой русской матрешки, получившей золотую медаль на парижской выставке, в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Малютин проводил линию неорусского стиля. При этом его портретная серия — а он писал многих: от Владимира Гиляровского и Казимира Малевича до Анатолия Луначарского и Дмитрия Фурманова — остается решенной в реалистическом ключе.

Серию образов современников Малютин задумал еще в 1900-е годы, начинал он с портретов членов Союза русских художников: Василия Переплётчикова, Михаила Нестерова, Сергея Виноградова, Аполлинария Васнецова, Константина Юона… Позднее среди его моделей появятся передвижники, литераторы, издатели и ученые. Портретирует Малютин и участников революции и гражданской войны, а также представителей чиновничества и «буржуазии» — к последним принадлежал и Николай Петрович Гибнер, военный прокурор и организатор Московского союза потребительских обществ. 

Портрет кооператора 1921 года решен Малютиным-реалистом по-сезаннистски смело: седые волосы модели отливают голубым, а зеленый цвет проступает в белках глаз и воротничке рубашки. Представленная на выставке картина является авторским повтором более крупной работы 1920 года, которая решена в абсолютно реалистическом ключе и хранится в собрании Третьяковской галереи. В серии, наследующей идее Павла Третьякова о «галерее лучших людей», Малютин редко позволял себе эксперименты с мазком и цветом. Только автопортреты художника разного времени характеризуются похожей установкой на обобщение и оригинальный образ модели.

×