Головинка - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
Музей работает по сеансам, рекомендуем покупать билеты заранее.
Обратите внимание, что температура в залах не превышает 20 ℃.  
Рекомендуем выбирать комфортную для таких условий одежду.

Головинка, 1900–1927

Сергей Арсеньевич Виноградов

Холст, масло
70X98

В 1900-е и 1910-е годы Сергей Арсеньевич Виноградов был частым гостем в имении Головинка Тульской губернии, принадлежавшем Мамонтовым: Елене Дмитриевне и Всеволоду Саввичу, младшему сыну Саввы Мамонтова. Вот как вспоминал это имение художник: «Головинка – красивейшая усадьба, поэтическое дворянское гнездо со всем укладом настоящего барства. Перед домом чудесный цветник, много роз, за которыми, помимо садовника, ухаживала красивейшая из женщин – хозяйка, сама похожая на розу. Сад кончался газонами и переходил в живописный парк с длинными липовыми и еловыми аллеями. А при самом выходе из цветника в парк, по обе стороны дорожки были большие ряды с цветами-маттиолами, совсем днем невидными, начинающими жить только с вечера до утра. В сумерки вдруг они посылают такой волнующий аромат и такой сильный, что приносится издалека он к дому, к балкону, на котором сидишь в обществе очаровательной женщины-розы».

Хозяйка поместья Елена Дмитриевна и ее дочери Катя и Соня стали друзьями и постоянными моделями художника. Виноградов напишет целую серию видов главного усадебного дома и сада, запечатлевая в этих «архитектурных пейзажах» разное время года и суток. В этой настойчивой разработке темы скажется стремление художника-импрессиониста к точной передаче и мотива, и состояния природы. В картинах головинкинского периода окончательно сформируется манера художника, определится приоритет к яркой палитре и сложным тональным сочетаниям, более свободной и вариативной манере письма, проявится принцип кадрированности, намеренно «случайной», обрезанной композиции. В то же время особенно заметной станет склонность Виноградова к декоративности: ведущее и решающее значение при эмоциональном воздействии на зрителя приобретает цвет.

×