![](/uploads/images/large-Z-C49k_XphG5VWCfg5_lvUTDWIwfkU6X.jpg)
Скульптурный портрет Льва Троцкого. Скульптор Игнатьев (РАБИС) по рисунку Юрия Анненкова, 1924
Юрий Павлович Анненков
Дерево, резьба, тонирование, металл
Фигура Льва Троцкого, одного из вождей Октябрьской революции, сыграла противоречивую роль в жизни художника Юрия Анненкова. С одной стороны, именно работа над живописным и графическим образом Троцкого открыла новый этап в творчестве художника, связанный с созданием галереи портретов партийной и военной элиты. До этого Анненков был известен как сценограф, книжный иллюстратор, портретист, прославившийся своими образами деятелей культуры тех лет, представленными на выставке объединения «Мир искусства» в мае 1922 года. Сближение с власть имущими в Советской России имело свою оборотную сторону. Радикальные изменения в составе высшего руководства страны, произошедшие после смерти Владимира Ленина в 1924 году, привели к постепенному отстранению благоволившего Анненкову Льва Троцкого c руководящих постов, исключению из партии и, в конце концов, – высылке из страны. Трагическая судьба была уготована сподвижникам и сторонникам «Льва революции», объявленными «троцкистами» и «врагами народа». Легко предположить, какая участь ожидала бы Юрия Анненкова, создавшего иконографию Льва Троцкого, если бы художнику не удалось летом 1924 года покинуть СССР и впоследствии обосноваться в Париже.
Уникальный скульптурный портрет «Льва революции», представленный на выставке, был вырезан из дерева в 1924 году неким Игнатьевым (эта фамилия выгравирована на бронзовой табличке, прикрепленной к постаменту). Исполненный по рисункам Анненкова бюст, изображающий Троцкого в фас и профиль, был передан в дар (по задачам и требованиям Коминтерна) от петроградских членов Союза работников искусств Ташкентскому отделению Университета народов Востока. Работая в дереве, скульптор Игнатьев точно следовал карандашному рисунку Анненкова, передав характерную для стиля художника геометризацию форм, а также особую внутреннюю энергию и напряженность лица модели. Оригинальный постамент с вырезанными буквами РАБИС, пятиконечной звездой, маской трагедии, серпом и молотом был дополнен креплениями для древка знамени.
Вероятно, Игнатьев имел возможность видеть портреты Троцкого, исполненные Юрием Анненковым, на Художественной выставке, посвященной 5-летию Красной армии, которая открылась 18 марта 1923 года на Пречистенке, 12. Именно здесь состоялась «премьера» большого живописного портрета Льва Троцкого, а также были показаны подготовительные карандашные рисунки. Очень точную характеристику работам Анненкова дал в своем предисловии к папке «Семнадцать портретов» первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский: «Здесь конструктивист возобладал в Анненкове над реалистом. Это словно не портрет живого Троцкого, а рисунок, сделанный с какой-то очень талантливой гранитной статуи т. Троцкого. Нет, здесь уж нет ни капли ни доброты, ни юмора, здесь даже, как будто, мало человеческого. Перед вами чеканный, граненый, металлически-угловатый образ, притом внутренне стиснутый настоящей судорогой воли».
Последний публичный показ «большого портрета» Льва Троцкого состоялся весной–летом 1924 года на XIV Биеннале в Венеции в экспозиции павильона. После окончания Биеннале портрет Троцкого вернулся в Музей Красной Армии и в разгар антитроцкистской кампании был уничтожен. История бытования скульптурного портрета Троцкого значительно более благополучна. Как известно, в начале 1925 года Троцкий был снят с поста председателя Реввоенсовета, в 1927-м лишен всех остальных постов и отправлен в ссылку, в 1929-м депортирован из СССР, а в 1940-м убит агентом НКВД в Мексике. Любые предметы, книги, брошюры, фотографии, а также произведения искусства, связанные с Троцким или его упоминанием, изымались из обращения и подлежали ликвидации: имя и образ теоретика Четвертого интернационала и идеолога перманентной революции должны были исчезнуть из истории. Обнаружение изображения (либо упоминания) «Демона революции» грозило обладателям самыми серьезными карательными мерами. Вот почему скульптурный портрет Льва Троцкого был отправлен в запасники «с глаз долой» кем-то из руководства Ташкентского отделения Университета народов Востока, но, что удивительно, не уничтожен (!), скорее всего, в виду его уникальных художественных качеств и мастерства исполнения. Предположительно в 1960-е годы бюст был дополнен деревянным основанием, украшенным растительным орнаментом и литерами, составляющими фамилию… Свердлов.
Можно предположить, что интенсивность и продолжительность кампании по вымарыванию из истории страны и памяти людей образов и имен «врагов народа» послужила тому, что советские граждане уже в середине ХХ века просто не знали, кто такой Троцкий и как он выглядел, а фамилия Свердлов была известна и опасений не вызывала. Здесь также следует учитывать портретное сходство Льва Троцкого и Якова Свердлова (которого, кстати, Анненков также рисовал): оба носили пенсне, усы и бородку клинышком.
После возвращения из Узбекистана в Россию в 1990-е годы скульптурный портрет Троцкого-Свердлова был предложен для закупки в государственные музеи. Но, как известно, Лев Троцкий не был официально реабилитирован советской властью, поэтому музейные сотрудники с опаской рассматривали возможность приобретения бюста вождя революции, хотя и понимали всю историческую важность данного персонажа и осознавали практически полное отсутствие его прижизненных изображений. После недолгих «скитаний» бюст был приобретен в частную коллекцию, посвященную агитационному искусству 1920-х годов.
После проведения реставрации скульптурного портрета на внутренней части оригинального основания обнаружилась бронзовая табличка с гравировкой: «Борец за Мировой Интернационал тов. Троцкий». С тех пор портрету Троцкого возвращено первоначальное название, при этом, по решению владельца произведения, поздний постамент с фамилией Свердлов также сохранен и экспонируется как напоминание о перипетиях в судьбе произведения, непосредственно сопряженной с историей страны.