Скульптурный портрет Льва Троцкого. Скульптор Игнатьев (РАБИС) по рисунку Юрия Анненкова - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

До 14 февраля музей закрыт на смену экспозиции.
Готовимся к выставке «Изображая воздух. Русский импрессионизм».

Скульптурный портрет Льва Троцкого. Скульптор Игнатьев (РАБИС) по рисунку Юрия Анненкова, 1924

Юрий Павлович Анненков

Дерево, резьба, тонирование, металл

Фигура Льва Троцкого, одного из вождей Октябрьской революции, сыграла противоречивую роль в жизни художника Юрия Анненкова. С одной стороны, именно работа над живописным и графическим образом Троцкого открыла новый этап в творчестве художника, связанный с созданием галереи портретов партийной и военной элиты. До этого Анненков был известен как сценограф, книжный иллюстратор, портретист, прославившийся своими образами деятелей культуры тех лет, представленными на выставке объединения «Мир искусства» в мае 1922 года. Сближение с власть имущими в Советской России имело свою оборотную сторону. Радикальные изменения в составе высшего руководства страны, произошедшие после смерти Владимира Ленина в 1924 году, привели к постепенному отстранению благоволившего Анненкову Льва Троцкого c руководящих постов, исключению из партии и, в конце концов, – высылке из страны. Трагическая судьба была уготована сподвижникам и сторонникам «Льва революции», объявленными «троцкистами» и «врагами народа». Легко предположить, какая участь ожидала бы Юрия Анненкова, создавшего иконографию Льва Троцкого, если бы художнику не удалось летом 1924 года покинуть СССР и впоследствии обосноваться в Париже.

Уникальный скульптурный портрет «Льва революции», представленный на выставке, был вырезан из дерева в 1924 году неким Игнатьевым (эта фамилия выгравирована на бронзовой табличке, прикрепленной к постаменту). Исполненный по рисункам Анненкова бюст, изображающий Троцкого в фас и профиль, был передан в дар (по задачам и требованиям Коминтерна) от петроградских членов Союза работников искусств Ташкентскому отделению Университета народов Востока. Работая в дереве, скульптор Игнатьев точно следовал карандашному рисунку Анненкова, передав характерную для стиля художника геометризацию форм, а также особую внутреннюю энергию и напряженность лица модели. Оригинальный постамент с вырезанными буквами РАБИС, пятиконечной звездой, маской трагедии, серпом и молотом был дополнен креплениями для древка знамени.

Вероятно, Игнатьев имел возможность видеть портреты Троцкого, исполненные Юрием Анненковым, на Художественной выставке, посвященной 5-летию Красной армии, которая открылась 18 марта 1923 года на Пречистенке, 12. Именно здесь состоялась «премьера» большого живописного портрета Льва Троцкого, а также были показаны подготовительные карандашные рисунки. Очень точную характеристику работам Анненкова дал в своем предисловии к папке «Семнадцать портретов» первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский: «Здесь конструктивист возобладал в Анненкове над реалистом. Это словно не портрет живого Троцкого, а рисунок, сделанный с какой-то очень талантливой гранитной статуи т. Троцкого. Нет, здесь уж нет ни капли ни доброты, ни юмора, здесь даже, как будто, мало человеческого. Перед вами чеканный, граненый, металлически-угловатый образ, притом внутренне стиснутый настоящей судорогой воли».

Последний публичный показ «большого портрета» Льва Троцкого состоялся весной–летом 1924 года на XIV Биеннале в Венеции в экспозиции павильона. После окончания Биеннале портрет Троцкого вернулся в Музей Красной Армии и в разгар антитроцкистской кампании был уничтожен. История бытования скульптурного портрета Троцкого значительно более благополучна. Как известно, в начале 1925 года Троцкий был снят с поста председателя Реввоенсовета, в 1927-м лишен всех остальных постов и отправлен в ссылку, в 1929-м депортирован из СССР, а в 1940-м убит агентом НКВД в Мексике. Любые предметы, книги, брошюры, фотографии, а также произведения искусства, связанные с Троцким или его упоминанием, изымались из обращения и подлежали ликвидации: имя и образ теоретика Четвертого интернационала и идеолога перманентной революции должны были исчезнуть из истории. Обнаружение изображения (либо упоминания) «Демона революции» грозило обладателям самыми серьезными карательными мерами. Вот почему скульптурный портрет Льва Троцкого был отправлен в запасники «с глаз долой» кем-то из руководства Ташкентского отделения Университета народов Востока, но, что удивительно, не уничтожен (!), скорее всего, в виду его уникальных художественных качеств и мастерства исполнения. Предположительно в 1960-е годы бюст был дополнен деревянным основанием, украшенным растительным орнаментом и литерами, составляющими фамилию… Свердлов.

Можно предположить, что интенсивность и продолжительность кампании по вымарыванию из истории страны и памяти людей образов и имен «врагов народа» послужила тому, что советские граждане уже в середине ХХ века просто не знали, кто такой Троцкий и как он выглядел, а фамилия Свердлов была известна и опасений не вызывала. Здесь также следует учитывать портретное сходство Льва Троцкого и Якова Свердлова (которого, кстати, Анненков также рисовал): оба носили пенсне, усы и бородку клинышком.

После возвращения из Узбекистана в Россию в 1990-е годы скульптурный портрет Троцкого-Свердлова был предложен для закупки в государственные музеи. Но, как известно, Лев Троцкий не был официально реабилитирован советской властью, поэтому музейные сотрудники с опаской рассматривали возможность приобретения бюста вождя революции, хотя и понимали всю историческую важность данного персонажа и осознавали практически полное отсутствие его прижизненных изображений. После недолгих «скитаний» бюст был приобретен в частную коллекцию, посвященную агитационному искусству 1920-х годов. 

После проведения реставрации скульптурного портрета на внутренней части оригинального основания обнаружилась бронзовая табличка с гравировкой: «Борец за Мировой Интернационал тов. Троцкий».  С тех пор портрету Троцкого возвращено первоначальное название, при этом, по решению владельца произведения, поздний постамент с фамилией Свердлов также сохранен и экспонируется как напоминание о перипетиях в судьбе произведения, непосредственно сопряженной с историей страны. 

×