Портрет А. А. Ахматовой - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Портрет А. А. Ахматовой, 1921

Юрий Павлович Анненков

Бумага, печать
32.2X22.8

Одним из самых популярных образов поэтессы Анны Ахматовой является представленный на выставке портрет, исполненный Анненковым в 1921 году. Этот портрет, являясь своего рода эталоном образа Ахматовой, украшает большую часть поэтических сборников, а также посвященных ей книг и воспоминаний о ней.

Ахматова и Анненков познакомились в кабаре «Бродячая собака» в конце 1913 года. Они были ровесниками, но ко времени их знакомства Ахматова уже издала первый сборник стихов, а Анненков только начинал свою карьеру. На протяжении всей жизни художник боготворил поэтессу, восхищался ее стихотворениями. Анненков писал: «Анна Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей «незавитой челкой», прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, – читала, почти напевая, свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова… Грусть была наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже – когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно красивым. Всякий раз, когда я видел ее, слушал ее чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от ее лица: глаза, губы, вся ее стройность были тоже символом поэзии».

Юрий Анненков, таким образом, серьезно подготовился к написанию портрета Ахматовой, точнейшим образом изучил черты ее лица, характер. Когда в 1921 году художник получит заказ от издательства «Петрополис» на создание портрета Анны Ахматовой, он выполнит его за один сеанс. Спустя много лет Ахматова вспоминала:

«В июле 1921 я позировала Юрию Павловичу Анненкову у него на Кирочной. Он сделал рисунок в один сеанс. Яркий жаркий день. Я была в синем шелковом платье и белых высоких башмаках. Причесана точь-[в]-точь, как на портрете».

Мастерство рисовальщика особенно ярко проявилось в этом портрете. Всего несколькими линиями, при минимальном использовании выразительных средств Юрий Анненков создал глубокий и выразительный образ, полный трагизма. Портрет был создан в 1921 году, в том самом, когда умер Блок и был расстрелян Гумилев. Эти два события ознаменовали конец Серебряного века русской культуры, уничтожили существовавшие иллюзии о настоящем и будущем России. Поразительно точную формулировку портрету Ахматовой дал в 1922 году Евгений Замятин:

«Портрет Ахматовой – или, точнее: портрет бровей Ахматовой. От них – как от облака – легкие, тяжелые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они – как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, чтó говорят глаза, траур волос, черные четки на гребнях».

×