Хауз с водоносами (Ляби-хауз), 1929
Павел Петрович Беньков
Холст, масло
100X117
Собрание Государственного музея Востока
Еще одним любимым сюжетом для Бенькова в Бухаре стали хаузы – старинные городские водоемы, которых в городе было больше восьмидесяти. Хаузы наполнялись водой из арыка — то есть канала — под названием Шахруд и представляли собой часть остроумно разработанной системы водоснабжения города. Правда, к приезду художника обветшавшие и неухоженные водоемы стали рассадниками болезней: багдадской язвы, малярии и других. Хаузы и арыки, бывшие прежде живительными источниками, теперь доживали последние дни, чтобы уступить место городскому водопроводу. Открытые водоёмы, выложенные старинными каменными плитами, зелень разросшихся рядом кустарников и виноградных лоз, бросающих спасительную тень на выжженные зноем улицы — всё это привносило в облик города своеобразную красоту и живописность. Беньков посвятил хаузам многие свои полотна бухарского цикла.
Хаузы привлекали Бенькова еще и возможностью изобразить нелегкий труд водоносов. В 1920-е годы тема труда становится актуальной и востребованной советской властью. Новая тема вошла в творчество художника вполне естественно благодаря его искреннему интересу к окружавшему его непривычному восточному быту. Пленэрная живопись Бенькова, в которую ненавязчиво включались фигуры трудящихся, приобретала таким образом и социальное звучание.