Крытый базар в Бухаре, 1920-е - 1930-е
Павел Петрович Беньков
Холст, масло
135X128
Собрание Государственного музея Востока
В Казани мастерство Бенькова, тонко чувствующего эмоциональную силу цвета, все возрастало. Но к концу 1920-х годов обстановка родного города перестала вдохновлять живописца. Он ищет сюжеты, которые позволили бы ему раскрыть свой дар колориста. Как театральный художник, Беньков интересовался восточным костюмом и декоративным искусством. Возможно, именно это побудило его отправиться в Среднюю Азию, в Узбекистан, наполненный солнечным светом, пропитанный яркой и пёстрой романтикой восточного, раскрепощенного революцией быта. Из всех городов Узбекистана для первого знакомства Беньков выбирает один из самых колоритных – Бухару.
Бухарский период в творчестве художника окажется особенно плодотворным. Беньков не изменит своим излюбленным приемам, но именно здесь с особой полнотой и силой раскроется его дар видеть цвет.
В Бухаре Бенькова заинтересовали оживлённые крытые базары. Они строились на перекрестках торговых дорог и перекрывались куполами, которые закрывали торговцев и покупателей от беспощадных лучей солнца. В картине «Крытый базар в Бухаре» художник искусно передает прозрачный полумрак под куполом, массивность старинной архитектуры 16 века и сочность одежд узбеков. Эффекты солнечных лучей, проникающих под купола с разных сторон, особенно увлекали Бенькова. Как и большинство своих полотен, эту работу художник начинал писать на пленэре, а затем доделывал в мастерской, используя для этого натурщиков и реквизит.