Поэтические сборники - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Поэтические сборники, 1914-1918

Давид Давидович Бурлюк

18X12

Поэтическое наследие Давида Бурлюка так же важно, как и живописное. Но за долгие шестьдесят лет стихотворчества Бурлюк, в основном, печатался в общих сборниках, которые сам и издавал. За всю жизнь ему удалось напечатать лишь четыре тоненьких книжки своих стихов, каждая из которых была весьма выразительно оформлена.

В экспозиции представлены два сборника: «Молоко кобылиц» в пяти экземплярах 1914 года и «Лысеющий хвост» 1918 года. 

Молоко кобылиц
Москва, 1914

Самыми плодотворными для Давида Бурлюка-литератора стали 1913 и 1914 годы, когда были напечатаны сборники «Садок судей II», «Требник троих», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и другие. Наиболее интересен не только с литературной, но и с художественной точки зрения сборник «Молоко кобылиц», отпечатанный в количестве четырехсот экземпляров. В нем появились сорок три стихотворения Бурлюка, в основном на лирические темы.

Несмотря на указанное место издания — «город Москва» — книга на самом деле была напечатана в Херсоне. Что же касается года выхода сборника, то в своих воспоминаниях Давид Бурлюк писал: «Когда Маруся [жена художника] еще лежала после родов в постели [это была последняя декада августа 1913 года], на ее кровати сушились ручные офорты «Молока кобылиц», к печатанию коего сборника только что приступили». В книжке приняли участие: Владимир Маяковский, братья Бурлюка Николай и Владимир, Александра Экстер, Алексей Кручёных и Велимир Хлебников. Рабочим названием сборника было «Миристель» - имя лесного эльфа, придуманное Хлебниковым. Но в итоге книжка вышла под более дерзким названием. 

Каждый экземпляр сборника украшен изображением бегущей обнаженной женщины, часто изображенной вверх ногами. Эти фигуры, не напечатанные, а нарисованные цветными чернилами от руки, выполнил или сам Давид Бурлюк, или его брат Владимир. Кроме того, во всех экземплярах одна из внутренних страниц украшена полуабстрактной композицией в той же технике. 

Лысеющий хвост
Москва, 1918-1919

Легендарный сборник «Лысеющий хвост» выдержал три издания за два года. В первый вариант книги вошли двадцать восемь стихотворений Давида Бурлюка. Авторский макет Бурлюк проиллюстрировал сам и сброшюровал вручную. 25-страничный сборник был снабжен вклейками с небольшими рисунками-виньетками, выполненными тушью на белой или голубой бумаге. Абсурдистская поэзия, собранная в «Лысеющем хвосте» объединена темой краха и последующего возрождения нового мира. 
Поэзия Давида Бурлюка разошлась на цитаты: 
«Беременный мужчина…»
«Будем лопать пустоту…»
«Поэзия – истрепанная девка…»

Название сборнику дала строчка из стихотворения «Чертик»:
Жизнь непомерно становится тесной.
Всюду один негодующий пост
Я захлебнусь этой влагою пресной
С горя сожру свой лысеющий хвост.

В письме Теодору Грицу Бурлюк писал, что первая партия «Лысеющего хвоста» разошлась очень быстро, и вскоре книжку пришлось допечатывать в Кургане. Бурлюк утверждал, что сборник вышел довольно большим тиражом в 2000 экземпляров. Вероятно, эта цифра несколько преувеличена — художник был склонен к мифотворчеству. Сегодня «Лысеющий хвост» — библиографическая редкость, а его первая рукотворная версия — настоящий раритет.

×